www.airwar.ru: «Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой…»/4/.

БАРДОВ: «А я слышал, что Вы дошли при взлете до конца аэродрома, почувствовали, что не тянет мотор..»

ДОЛГУШИН: «Так он холодный! Пришлось развернуться и взлетать в обратную сторону, паралельно. Ну и пока я рулил и взлетал – мне 16 пробоин влепили».

БАРДОВ: «А они из ПМ-тов по Вам били»?!

ДОЛГУШИН: «Да, из ПМ-тов».

БАРДОВ: «А почему они пушки по Вам не применяли
– они же разнесли бы…(Вас в пух и прах – В.Б.)»?

ДОЛГУШИН: «А на тех «(Bf-)109»-х пушек то не было. Были пулеметы: обычные и… Я не помню даже, были ли на них крупнокалиберные».

Pav.Riga «Re: О том как у летчиков техников отняли». (15.04.2004 10:01) :
Http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5518
«По немецким источникам (Пр.Гроэхлер) Ме -109 Е выпуска 1941 года времен похода на Восток, ввиду отсутсвия на Советских самолетах протектироованных баков и бронирования имели в большинстве
мотор-пушку МГ-151/15 калибром 15 мм, в отличие от групп на Западе, где применяли МГ-151/20. Главное преимущество – больший боекомплект, что себя полностью оправдало.

БАРДОВ- Pav.Riga «Re: О том как у летчиков техников отняли» 15.04.2004 14:44
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5518
Спасибо, Павел, это очень интересно и совпадает со словами Долгушина. К стати, я не знал этого, но то "что себя полностью оправдало" спасло Долгушину жизнь, ибо если бы пара 109-х ударила по нему из 4-х пушек и 4-х ПМ, он бы своими 16-ю пулеметными пробоинами явно не отделался и мне бы уже ничего не рассказал. А вообще, п-к И.Е.Федоров говорил мне тоже самое - еще с Испании добивался на авиазаводе, где был испытателем, чтобы оружия на самолеты ставили меньше, но более мощное и качественное. Говорит, хорошему летчику вполне достаточно 1-2 пушек и пары ПМ, а плохому ты 100 поставь - ему и этого будет мало (пример - Спитфаеры и Харикейны, где число «дудок» доходило до 12, а стреляли из них только пару - на остальных, как правило, происходили всякие "задержки").
Так что с целесообразностью такого переоснащения Эмилей действительно (применительно к 22-му июня 41- го) можно согласиться - самолет получился более легкий и маневренный (учитывая то, как говорили немцы, что им пришлось столкнуться с "невероятно маневренными И-15 и И-16") и с большим количеством боеприпасов к мотопушке, (хотя это был скорее аналог нашего БСа)».

Pav.Riga «Re: О том как у летчиков техников отняли» (15.04.2004 16:13
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5534 ) :
«(Аналог это был) скорее по весу снаряда ПТР 14,5 мм или КПВ.
А в маневренности немцы состязаться не собирались. Их тактика предусматривала использование преимущества в скорости:
- у "Эмиля" 70-90 км,
- у "Фрица" около 100 км.
С таким преимуществом плюс наличие радио
всегда можно было выбрать время и занять позицию для открытия огня. Это по отношению к И-16, по сравнению с И-153 на всем диапозоне высот 100 -120 км и более»...

БАРДОВ «Re: О том как у летчиков техников отняли» (16.04.2004 17:24
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=5613 ) :
===А в маневренности
немцы состязаться не собирались.

Да, действительно, если судить по их мемуарам, были такие, что ДО ТОГО (как говорит Долгушин «перед дракой») теоретически не собирались состязаться в маневренности, а ПОСЛЕ ТОГО... Именно этим им всем и пришлось заниматься, т.к. преимущественно все это носило ВИД не свободной охоты (которой любили баловаться сослуживцы Буби Хартмана), а штурмовки по аэродромам, наземным частям и ПРИКРЫТИЯ СВОИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ.
А во время прикрытия своих бомберов приходится пользоваться именно горизонтальным и вертикальным маневрами в ближнем бою, ибо если драпанешь, пользуясь своим преимуществом в скорости, то бомберов-то твоих «ишаки»-то и И-153 и посбивают. К тому же немцы входили в такой раж, что как писал один их командир группы, "каждый ведет свою войну и не подчиняется моим приказам". Доходило даже до того, что в бой на наши самолеты кидались их бомбардировщики (видимо имелись в виду Юнкерсы-87, по словам Резуна, больше напоминавшие большой истребитель, чем классический бомбер).
Так что на мой взгляд преимущество в скорости в боях первого дня войны у границы РЕШАЛО ОЧЕНЬ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ. А вот преимущество в радиофикации и боевой опыт и слаженность за вдемя боев в Европе – это другое дело.
К тому же если Вы заметили, Долгушин говорит, что летчики полка Юдакова, защищавшие Москву (этот полк, к стати, стал впоследствие 1-м гвардейским) вынуждены были летать на таком «антиквариате» как И-5, которые работали на касторном масле
(говорит у детей всю касторку забрали),
что И-16, которые были в полку Долгушина были бы им просто за счастье и тем не менее сбивали фрицев почти наравне с Мигами, Лагами и И-16».