Messerschmitt Bf.109E
Дневной истребитель
   Среди двух наиболее многочисленных серий Bf.109E "Эмиль" являлся пиком четырехлетнего развития типа; он был равен элите истребителей своего времени, а многих весьма превосходил.
   Bf.109 родился нелегко. Из-за давних конфликтов между статс-секретарем RLM генералом Эрхардом Мильхом и Вилли Мессершмиттом компания "BFW" ("Bauerische Flugzeugwerke" - Баварские авиазаводы) в 1933 находилась на грани краха, от которого ее спас контракт на новый транспортный самолет, заключенный менеджером Кокотаки с Румынией.Протест RLM был отклонен, поскольку принятие Мессершмиттом заграничного заказа было вызвано полным отказом властей поддержать компанию.Поэтому контракт на проектирование истребителя заключили с компанией немедленно,  вместе с подобными контрактами "Heinkel", "Arado" и "Focke-Wulf".Учитывая слабый опыт компании по скоростным машинам, шансы "BFW" на успех в единоборстве с троицей соперников на испытаниях в Травемюнде были весьма призрачными.
   Работа в компании закипела с лета 1939 года. Максимально использовался опыт четырехместного туристского Bf.108 Taifun,  в частности,  щелевые предкрылки и закрылки,  а также полностью закрытый фонарь. Hесмотря на ухудшение видимости из кабины на стоянке,  выбрали большой стояночный угол для улучшения подъемной силы крыла при посадке.Мессершмитт не получил нового 610-сильного двигателя Junkers Jumo 210A для своего прототипа, поэтому на первый Bf.109V-1, вышедший на летное поле в сентябре 1935, установили 695-сильный Rolls-Rouce Kestrel V.После серии торопливых испытательных облетов Кнотшем Bf.109V-1 (регистрационный код D-IABI,  зав.N.75 был перегнан в Рехлинский испытательный центр, где при посадке подломил шасси. После ремонта V-1 улетел в конце октября на испытания в Травемюнде. Его соперниками были Heinkel He.112V-1, Arado Ar.80V-1 и Focke-Wulf Fw.159V-1. Полным сюрпризом германскому авиационному миру оказалась даже не окончательная победа Мессершмитта, а уже то, что с ним заключили контракт на 10 Bf.109. (Хейнкель тоже получил такой контракт. Aугсбургский завод "BFW" приступил к работе над будущим прототипом еще перед оглашением результатов,  и три последующие машины закончили к концу 1936.
   Bf.109V-2 (D-IUDE, зав.N.809) и V-3 (D-IHNY, зав.N.810) взлетели в январе и июне 1936, уже с Jumo 210A и с возможностью установки двух надмоторных пулеметов MG 17; такое вооружение рассматривалось для серии Bf.109A.Bf.109A фактически никогда не появлялся,  так как в этот момент изменился международный негласный стандарт на вооружение истребителя и особенно под влиянием слухов о Spitfire и Hurricane с четырьмя пушками,  из-за чего решили вооружить Bf.109 батареей из трех крупнокалиберных пулеметов,  один из которых,  стрелявший сквозь кок винта,  заменили 20-мм пушкой MG FF,  как только масштабы ее производства стали осязаемы. V-4 (D-IOQY зав.N.87 сначала нес три пулемета MG 17, пушку вместо пулемета в развале мотора поставили позже.V-5, V-6 и прототип серии V-7 взлетели в первой половине 1937, когда уже шла подготовка первого предсерийного Bf.109B-0 для полевых испытаний.
   Рассказ о Bf.109B, C и D не для этого выпуска,  поэтому лишь заметим,  что путь совершенствования у них пролег через усиление вооружения, двигателя и оборудования от серии к серии. Высшей школой для самолетов стала Испания,  в которой пилоты и технический персонал на машинах серий В-1, В-2 и С-1 были сведены в три штаффеля J/88 (88-й истребительной авиагруппы) - истребительного подразделения Condor Legion (Легиона Кондор).После короткой, но триумфальной карьеры в небе Испании пилоты Bf.109 стали открывателями эры последующих побед; это была когорта ветеранов,  возглавляемая персонами калибра Вернера Мельдерса,  который двумя годами позже был так близок к тому,  чтобы поставить на колени RAF.
   Серийные Bf.109E произошли от прототипа Bf.109V-14, впервые поднявшегося летом 1938 года.Сперва основным шагом вперед был новый 1100-сильный двигатель DB 601A с непосредственным впрыском и улучшенным нагнетанием. Вооружение состояло из двух MG 17 над мотором и двух пушек MG FF в крыльях.а V-15 испытывалась мотор-пушка (получившая официальный статус на серии D-0) однако он не имел крыльевого вооружения; 10 предсерийных Bf.109E-0, появившихся в конце 1938, поначалу имели два крыльевых и два надмоторных пулемета.
   Первый Bf.109E-1 покинул цех в начале 1939, будучи по всем международным стандартам грозной боевой машиной. С двумя MG 17 над мотором (по 1000 патронов на ствол) и двумя пушками MG FF (60 снарядов на ствол) в крыльях он давал залп 132 кг/мин. Hа 3749 м высоты скорость 570 км/ч была внушительной; скороподьемность 15, 8 м/cек и потолок в 10973 м были рангом выше,  чем у морально устаревших противников,  которых он мог бы встретить в первые месяцы войны. Истребительно-бомбардировочный вариант Bf.109E-1/B имел держатели для четырех 50 или одной 250-кг бомб; стрелковый прицел Carl Zeiss Revi использовался и как бомбардировочный. (Рекомендованная скорость пикирования со средних и больших высот для бомбоудара была 600 и 648 км/ч соответственно.)
   Пятнадцать Е-1 попали в Испанию в конце весны 1939; два из них имели коды 6.117 и 6.130.Третий Е-1 из испанской серии имел пеструю карьеру, закончившуюся лишь за несколько лет до написания этих строк; Bf.109E-1 с кодом 6.106 (зав.N. 790) передали ВВС Испании из состава Condor Legion всего после 25 летных часов в техническом формуляре.После более чем пятнадцатилетней службы в различных истребительных частях и учебных центрах он был передан в авиашколу первоначального обучения в Логроно в 1954 как учебное пособие.айденный в 1960 году Мюнхенским Дойчмузеем самолет восстановили нa "Hispano Aviation" в Севилье и выставили в Мюнхене в камуфляже JG 26 "Shlageter".
  Пока мы отвлеклись,  выпуск Bf.109 передали из Аугсбурга в Регенсбург из соображений увеличения производственных площадей для Bf.110. Крупные субподрядные работы начались на заводах "Ago" (Ошерслебен),  "Erla" (Лейпциг),  "Arado" (Варнемюнде) и "WNF" (Делиц и Винер-ойштадт).Из 1540 поставленных к 1939 машин менее чем 150 выпустили на "Messerschmitt AG" (как была переименована "BFW" в июле 1938 года).
При вторжении в Польшу 01.09.39 года Luftwaffe имели 12 истpебительных групп с 850-ю Bf.109E-1 и E-1/B. Тринадцатая авиачасть была оснащена Arado Ar.68 и примерно 235 Bf.109D-1, обьединенных в эскадру тяжелых истpебителей. Самолеты-истребители тогда не летали в истpебительных эскадрах, но на бумаге они были сведены в JG 1,  JG 2,  JG 3,  JG 26,  JG 51,  JG 52 и JG 53. Одна из истребительных групп имела статус LG 1, которая включала штаффель с машинами,  оснащенными прожекторами,  предназначенный для ночных боев на Bf.109E-1. Война в Польше была такой короткой,  что истребительная авиация не получила полного представления о своем мастерстве и организованности в боевых условиях,  так как действия в основном велись легкобомбардировочными и штурмовыми подразделениями.
   Вероятно,  первым обменом любезностями в виде залпов бортового оружия Bf.109 и Bf.110 с RAF стал рейд 24 бомбаpдиpовщиков Wellington из 9, 37 и 149-го дивизионов RAF (Squadron не соответствует по количеству самолетов эскадрилье в советских ВВС - прим. ред.) на Вильгельмсхафен 18.12.39 года.Bf.109 из III/JG 77 с большим успехом встретили и сбили 12 бомбаpдиpовщиков при потере 2 и нескольких поврежденных огнем кормовых четырехпулеметных турелей Bf.109; это был первый случай применения действенной кормовой защиты при столкновении с Luftwaffe. Лейтенант Иоханнес Штайнхофф,  штаффелькапитан 3/JG 77, при этом сбивший 2 бомбардировщика,  к концу войны стал коммодором JG 7,  летавшей на Me.262, имея 176 подтвержденных воздушных побед.
   В этом бою участвовали Bf.109E-3,  улучшеный подтип,  поступившийший в Luftwaffe к концу 1939 года. С двумя синхронизированными MG 17 в носу, двумя крыльевыми пушками и мотор-пушкой MG FF/М (хотя и установленная, эта пушка игнорировалась большинством пилотов,  так как она вызывала сильную вибрацию при стрельбе), Е-3 стал самым многочисленным в серии; 1868 было поставлено в 1940,  причем несколько экспортных партий: 40 в Венгрию,  5 в СССР,  2 в Японию (где намечался,  но был аннулирован,  серийный выпуск на фирме "Kawasaki&quot,  73 в Югославию,  19 в Болгарию,  16 в Словакию и не менее 80 в Швейцарию. Последняя партия действовала в составе Fliegerkompagnie 6, 15 и 21 ВВС Швейцарии с бортовыми номерами от J-311 до J-390.
Швейцарский завод &quotornier-Werke AG" в Альтенхайне выпустил также 9 полных планеров,  4 пары крыльев и 7 фюзеляжей собранных между апрелем 1941 и мартом 1946 года.Bf.109E-3 швейцарской постройки имели коды от J-391 до J-399 и опознавались по "меченым" кокам.
   Следующей серьезной акцией,  в которой активно участвовали Bf.109E,  стал блицкриг на западе; 30 Е-3 из I/JG 77,  поучаствовав в Hорвежской кампании апреля 1940,  не повидали там серьезного боя. В апреле и первой неделе мая 1940 Luftflotte 2 и 3, оснащенные истребительными силами в составе 850 Bf.109 (из JG 3, 26, 27,  51, 52, 53, 54) были размещены на западных рубежах Рейха. Armee de l'Air (ВВС Франции) тогда имели около 530 истребителей в 23-х авиагруппах: 11 с MS-406, 4 c Hawk 75A, остальные 8 - с Dewoitine D.520, Bloch 151 или 152.Огромное число этих машин было уничтожено прямо на земле ударом 10-го мая,  подобно голландским Fokker D.XXI и пестрому составу ВВС Бельгии. Голландия капитулировала 15-го мая,  Бельгия - 13-ю днями позже.
   В конце мая - начале июня разрозненные французские эскадрильи упорно сопротивляясь,  откатывались с боями назад,  что не спасло их от окончательного разгрома; однако до подписания в Компьене 22-го июня акта о капитуляции было уничтожено около 350 немецких самолетов.Bf.109E наконец прошел серьезное испытание в огне Европы,  достойно показав себя против французских истребителей и Hurricane Британского экспедиционного корпуса; примерно 450 последних было потеряно в этой кампании. Появление Spitfire над Дюнкерком уравняло шансы,  однако головы руководства авиацией не были настроены заглянуть вперед,  чтобы предвидеть будущие баталии над Ла-Маншем.Однако было и одно неприятное обстоятельство,  уменьшавшее вес численного преимущества Luftwaffe: немало "Эмилей" оказалось на земле из-за недостатка топлива,  не дотянув до точек подскока. Короткий радиус стал большим камнем преткновения в карьере Bf.109E.
   Существующие описания различных "фаз" Битвы за Британию в своей массе основываются на противоречивых интерпретациях,  вызывающих некоторую неразбериху. Hекоторые из них показывают развитие событий так: удары по береговым и морским целям с переходом на аэродромы и промышленные объекты с апофеозом в дневных налетах на Лондон. К сентябрю центр тяжести сместился на ночные бомбежки и укусы истребителей типа "hit & run" ("ударил и удрал&quot.Хронология этого периода вызывает много дискуссий,  однако считается,  что массовые удары группами самолетов до 50 машин по морским целям в Ла Манше захватили июль. При этом FC RAF не могло активно применять радары,  которые подоспели в массовом количестве гораздо позже.
Акция "Adler Tag" ("День Орлов&quot несколько раз откладывалась,  и в конце концов была назначена на 13-е августа. Первый большой рейд на побережье за 5 дней до него и удары по радарам 11-го августа были "тихим громом" перед "орлиным" ударом. Через два дня Битвы начались тяжелейшие бои: сбито 75 немецких и 34 британских самолета, и, наконец, 15-го августа расправа над пикировщиками Ju.87 и бомбардировщиками,  поднявшимися без сопровождения с баз в Hорвегии. Последующие три недели (до 7-го сентября) Luftwaffe были заняты тяжелыми налетами на истребительные базы RAF к северу от Лондона и изнурительными боями со Spitfire и Hurricane,  пытаясь уничтожить английскую истребительную авиацию,  как таковую.Различные базы имели различные разрушения,  в частности Мэнстон и Биггин Хилл.