Ух, и на закуску ложка дегтя....

заключение постараемся ответить но два вопроса:
1) почему германское руководство незадолго до нападения но Советский Союз позволило советским специалистам ознакомиться с новейшими серийными самолетами люфтваффе и даже закупить образцы для изучения;
2) что дало технико-экономическое сотрудничество с Германией в 1939-41 гг для развития советской авиации.

Для ответа на первый вопрос обратимся к высказываниям непосредственных участников описанных событий. Они, практически, совпадают.

Авиаконструктор, заместитель Наркома авиационной промышленности А.С. Яковлев: "...гитлеровцам, ослепленным своими успехами в покорении Европы, и в голову не приходило, что русские могут с ними соперничать, Они были так уверены в своем военном и техническом превосходстве, что, раскрывая секреты своей авиации, думали только о том, как бы нас еще сильнее поразить, потрясти наше воображение и запугать" (Яковлев, с.188).

Нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин: "Зная, что война с нами не за горами, фашистское руководство, видимо, считало, что мы уже ничего не успеем сделать. Во всяком случае, подобное тому, что у них есть. Была и еще одно цель в преддверии войны запугать нас мощью и совершенством своей боевой авиации" (Шахурин А.И. Крылья победы. М., 1984. с.75).

Начальник ЦАГИ, летчик-испытатель И.Ф. Петров: "...у немцев был разработан план скорой войны с нами, и они, откровенно показывая мощь своей военной техники, старались морально подавить нас, будучи совершенно уверенными в том, что нам не успеть воспользоваться полученными сведениями и что-либо предпринять в противовес" (Петров, с.57).

К этому можно добавить: передавая СССР единичные образцы военной техники (но не технологию ее производства!), Германия получало в обмен жизненно необходимое ей для войны сырье и материалы бензин, руду, хлопок и др.

Теперь о влиянии сотрудничества на советскую авиацию. Советские конструкторы не могли и не собирались копировать немецкие самолеты, понимая, что из-за разницы в развитии технологии это было бы нереально (как невозможно, например, в наши дни за 1-2 года скопировать и наладить массовый выпуск японских автомобилей или телевизоров). Да в этом и не было особой необходимости. Испытания показывали, что советские боевые самолеты "нового поколения" Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2 не только не уступают немецким, но по скорости даже превосходят их. Вместе с тем, изучение в СССР немецкой техники давало возможность внести в конструкцию отечественных самолетов ряд полезных технических и эксплуатационных усовершенствований (протектирование баков, повышение статической устойчивости самолетов, начало широкого применения радиосвязного оборудования и т.д.).

Но главное заключалось в другом. Подробное знакомство с немецкой авиапромышленностью заставило окончательно отказаться от мифа о несокрушимой мощи советской авиации и принять чрезвычайные меры для ее совершенствования. Выше уже говорилось об усилиях по развитию советской авиапромышленности в 1939-41 гг., по скорейшему освоению выпуска новых самолетов. Это дало положительные результаты. К началу войны объем производства заводов достиг 50 самолетов в день, было изготовлено около двух с половиной тысяч новых типов самолетов, развивавших скорость более 500 км/ч, начался серийный выпуск уникального бронированного штурмовика Ил-2 (Самолетостроение в СССР. Кн.2. с.205).

Как и рассчитывали немцы, нам не хватило времени для полной модернизации самолетного парка до начала войны. Но почва для массового производства современной авиатехники была подготовлена. В 1943 г советские ВВС уже не уступали люфтваффе ни в качественном, ни в количественном отношении.