Представляю на суд довольно интересное недавнее интервью Капицы Д. Модованову.

Российский физик член-корреспондент Российской АН профессор Андрей Петрович Капица утверждает, что модные теории глобального потепления и озоновых дыр – не более, чем псевдонаучные мифы. Его утверждения идут вразрез с Межправительственной мадридской конференцией 1995 года, на которой ООН провозгласила глобальное потепление научным фактом. Профессор Капица уверен, что с этим в ООН погорячились.
- Целый ряд документов, представленных противниками гипотезы глобального потепления, бесследно исчез. Подход к проблеме на конференции был заведомо однобоким, изложение – односторонним.
- Но если, на один вопрос специалисты дают два противоположных ответа, то вероятно, вопрос чрезвычайно сложен?
- Имеется несколько надёжных способов измерения температуры. Гидрометеорологическая служба измеряет температуру ежедневно и ежечасно по всей Земле – в поверхностном слое и специальными шарами-зондами в нижних слоях атмосферы и в нижних слоях тропосферы, до 40 км. То есть мы имеем прямые измерения в тысячах метеостанций. Эти материалы публикуются, ими обмениваются, на их основании построены графики изменения температуры поверхности суши, океана и приводных слоёв воздуха. Так вот, за последние 30 лет все эти данные показывают, что идёт очень слабое, но – похолодание, Ни а каком потеплении речи быть не может. Верно, что количество углекислого газа увеличилось за это время на 80%, но важно понимать, что это послужило на благо Земли, поскольку увеличило коэффициент фотосинтеза – попросту говоря, растения стали расти быстрее и лучше…
- Говорят, что потепление наступило вследствие увеличения выбросов углекислого газа, главным образом промышленного.
- Есть два очень интересных источника о прошлом Земли – скважины в Антарктиде и Гренландии. Скважины уходят в толщу льда на глубину в несколько тысяч метров. Берутся образцы керна, в этом керне находятся пузырьки воздуха тех эпох, когда откладывался снег, а в пузырьках – состав атмосферы. Современными тончайшими методами мы устанавливаем количество углекислого газа и кислорода, температуру при которой выпадал снег, и целый ряд других характеристик. Хорошо прослежены все классические ледниковые периоды, периоды потепления и соответствующие им количество углекислого газа в атмосфере. Оказалось, что углекислый газ не предшествует потеплению, а идёт после потепления, что вполне объяснимо: 90% углекислого газа растворено в мировом океане, и процесс изъятия из воды бесконечен. Если вы нагреете океан хоть на пол градуса, то он сразу выбрасывает массу углекислого газа в воздух, что и зарегистрировано в скважинах. При похолодании океан с лёгкостью поглощает углекислый газ, и его количество в атмосфере падает. Однако эти процессы слабо связаны с человеческой деятельностью.
- Какова доля выбросов СО2, связанных с человеческой деятельностью?
- Проценты от общего оборота углекислоты в природе… Громадный вклад, кстати, вносят катастрофические лесные пожары, которые видны из космоса. Ещё важнее вулканы. Наиболее интересны карбонатитовые вулканы в Африке. Они извергают соду, в состав которой входит углерод – на это отвечает теория дрейфов континентов, когда у нас целые слои морских осадков уходят под континентальные плиты.
- Почему XYII век называют малым ледниковым периодом?
- Тогда действительно в Европе было гораздо холоднее. Живопись старых голландских мастеров показывает, что каналы были покрыты льдом, а люди – и стар и млад – катались на коньках. В послепетровские времена начинается медленное потепление, порядка полградуса в столетие. Это и спровоцировало мысль о глобальном потеплении как следствии хозяйственной деятельности человека. Но за последние 30 лет, как показали наблюдения, потепления нет, наоборот, идёт медленное похолодание.
А через сколько столетий или тысячелетий человек опять столкнётся с ледниковым периодом, сказать не возьмусь. Пожалуй, это должно меньше всего нас ьеспокоить, чем то, что сейчас вытворяю с Землёй, с её загаживанием всеми другими способами.
-Вы не в первый раз разоблачаете псевдонаучные мифы…
Два года назад в Кембридже я читал лекцию, которая называлась "Миф о глобальном потеплении и озоновых дырах". Пришло очень много народу, что весьма необычно для Кембриджа, в том числе крупные учёные, включая Нобелевских лауреатов. Но ни один из сторонников теории озоновых дыр и глобального потепления не пришёл и не защитил свои позиции.
- Не напомните ли нам историю мифа об озоновых дырах?
В первые об озоновой дыре заговорили в 1957 году, во время так называемого международного геофизического года, когда английские учёные провели измерения количества озона над Антарктидой и обнаружили значительное колебания толщины озонового слоя. Действительно, в конце полярной зимы и в начале полярной весны количество озона сокращается, но с наступлением полярного лета количество озона увеличивается и приходит в норму. Это колебательный процесс. При утончении слоя озона возрастает количество ультрафиолетового света, вредного для всего живого, потому что этот свет уничтожает бактериальную форму существования.
Но связывать колебания толщины озонового слоя с увеличением заболеваний раком кожи (меланомой) абсолютно неправильно… Сезонные колебания имели место всегда. У атмосферы своя закономерная динамика. Говорят, число заболеваний меланомой возросло якобы из-за выбросов в атмосферу промышленных фреонов, которые используются в холодильной промышленности, в кондиционерах, в аэрозольных баллончиках и разрушают озоновый слой, приводя его к истощению. Я с этим совершенно не согласен. Фреоны действительно могут наносить вред озоновому слою, но опыт показывает, что они в гораздо больших количествах извергаются вулканами, чем человеком. Я не раз доказывал это с цифрами в руках, на примере камчатских вулканов или вулканов Индонезии, которые беспрерывно выбрасываю в атмосферу такие природные газы, как фреон-11, фреон-12, фреон-111. Но озоновый слой реставрируется теми же солнечными лучами, которые его создали. Свет раскалывает молекулы кислорода (напомню, что озон – изотоп кислорода), и этот процесс всё время поддерживает количество озона в атмосфере. Разумеется, есть причины (и причины вполне естественные, а не искусственные), способствующие утончению озонового слоя. Но ничего необратимого не происходит.
- Стало быть, нельзя утверждать, что за последние десятилетие озоновый щит планеты в целом стал тоньше?
- Нет, хоты это приходится то и дело слышать. Важно вот что: в тропических широтах озоновый слой всегда был значительно тоньше, чем в высоких широтах, но ведь мы знаем, что именно там зародилась жизнь.
-Но тогда почему так настойчиво твердят об опасности, связанной с озоновым слоем? Кто заинтересован в создании наукообразных мифов?
- Боюсь, что здесь играют большую роль деньги. Крупные химические компании переходят на выпуск так называемых более здоровых фреонов, это приносит громадные доходы. Замена холодильников и кондиционеров в США в прошлом году обошлась потребителю в 220 млрд. долларов.
17 тысяч американских учёных подписали петицию к правительству США с призывом отвергнуть соглашение, составленное в декабре 1997 года в Киото… Теории глобального потепления и озоновых дыр притянуты за уши, это антинаучные теории. Американские учёные считают, что Киотское соглашение и стоящие за ним тенденции – подлинная угроза человечеству и тяжёлый удар по его будущему.