[QUOTE=Fierce]Неплохо почитать и сей документ:
Уроки войны с Финляндией
Неопубликованный доклад Наркома обороны СССР К.Е.Ворошилова
на пленуме ЦК ВКП(б) 28 марта 1940 года
Финны хорошо пользовались лыжами и отлично ориентировались в лесах, что давало им известное преимущество.
Зимние условия финские войска переносят сравнительно стойко.
Финны оказались очень изобретательными в строительстве полевых оборонительных сооружений и целых рубежей и неутомимо трудолюбивыми. Противотанковые препятствия, рвы, завалы, окопы, блиндажи и минные заграждения возводились ими, где тактически требовалось, за короткий срок и представляли собой серьезные препятствия для действия и продвижения наших войск.
Противник хорошо владеет искусством маскировки и широко его применил во всех своих тактических действиях.
Финны с помощью англо-французов и, в свое время, немцев, подготовляя плацдарм против Советского Союза, построили на Карельском перешейке Укрепленный Район, фланги которого упираются на востоке в Ладожское озеро и на западе в - Финский залив. Продолжением этого Укрепленного Района служит хорошо оборудованный в артиллерийском отношении архипелаг Койвисто (Бьерке), закрывающий Выборгский залив и подступы к городу Выборгу с моря. Это обстоятельство также давало противнику известное преимущество.
О строительстве финнами на карельском перешейке Укрепленного Района Военное Ведомство знало, но что в действительности представляет этот Укрепленный Район, мы, к сожалению, узнали только после того, как наши героические войска его прорвали и заняли Выборг.
"Линию Маннергейма" не только финское правительство и главное командование рассматривали как неприступную крепость, ее таковой считали и англо-французские специалисты, и "друзья" финнов, не перестававшие твердить, что о нее разобьются вооруженные силы большевиков. Этим, а ни чем иным следует объяснять неразумное, граничащее с идиотизмом, упорство финского правительства при переговорах с нами в ноябре прошлого года, когда финнам предлагались наивыгоднейшие условия мирного разрешения вопроса о гарантии безопасности Ленинграда.
Вот неполный перечень преимуществ и положительных сторон финских вооруженных сил по сравнению с Красной Армией.
Я здесь не касаюсь своеобразной, очень тяжелой топографической обстановки, в сильной степени помогавшей противнику и затруднявшей действия наших войск.
Слабые стороны финнов
У финнов было, по понятным причинам, гораздо меньше резервов, чем у нас. 600 тыс. человек - это тот предел, до которого могли довести финны численность своей армии.
Полевая артиллерия финнов в сравнении с нашей артиллерией была слаба и малочисленна..
Авиации у финнов было несравненно меньше, чем у нас.
Финская армия, несмотря на ее неплохие качества, оказалась все же неспособной к большим наступательным действиям, ввиду чего ее активность ограничилась обороной на Карельском перешейке и партизанскими действиями на других фронтах.
Финское командование, несмотря на свою изобретательность и изворотливость, все же оказалось не на высоте, так как оно слишком переоценило "неприступность" линии Маннергейма и недооценило силу нашей артиллерии и авиации и силу натиска Красной Армии.
Все это привело к тому, что после первого сильного удара со стороны нашей армии на Карельском перешейке финская армия оказалась в состоянии полного развала.
Наши недочеты, обнаруженные при первых же столкновениях с финнами:
На протяжении ряда лет во всех наших оперативных планах мы рассматривали Финляндию как второстепенное направление, и в соответствии с этим силы и средства, предназначавшиеся для этого участка, были способны вести только оборонительные действия. Отсюда - недостаточное внимательное и серьезное отношение к Финляндскому театру вообще и недопустимо слабое знание его специфических особенностей.
Нами уделялось недостаточно внимания дорожному строительству - этому первому и главнейшему делу в подготовке всякой войны. Если в этом отношении было кое-что сделано на Карельском перешейке, то почти ничего не было сделано в Карелии.
Слабо развитая сеть дорог в Карелии вынуждала нас базировать на одной, часто наспех проложенной дороге большие войсковые соединения, что, разумеется, затрудняло их нормальную боевую деятельность.
Плохо поставленное дело военной разведки вообще отрицательно отразилось на нашей подготовке к войне с Финляндией.
Наркомат Обороны, и Генеральный Штаб в частности, к моменту начала войны с Финляндией не располагал сколько-нибудь точными данными о силах и средствах противника, качестве войск и их вооружении, особенно плохо был осведомлен о действительном состоянии Укрепленного Района на Карельском перешейке, а также об укреплениях, построенных финнами в районе озера Янисярви - Ладожское озеро.
Все это, вместе взятое, до известной степени предопределяло недостаточно серьезное отношение Военного Ведомства ко всем мероприятиям, связанным с подготовкой войны с Финляндией. Предполагалось, что война с финнами будет скоротечна и во всяком случае не представит больших трудностей для нашей армии. В следствие этого мы оказались недостаточно подготовленными для решения самостоятельно стратегической задачи на финском секторе. Первоначально предназначенных сил для войны с Финляндией оказалось совершенно не достаточно. Этот просчет я считаю одним из самых больших дефектов во всех мероприятиях по подготовке к войне с Финляндией, который очень скоро отрицательно сказался на действиях наших войск. Уже через 10-15 дней наши войска на Карельском перешейке, упершись в Укрепленный Район, вынуждены были остановиться и перейти к обороне. Войска, действовавшие в Карелии, в свою очередь, встретив на своем пути сильные, заранее подготовленные оборонительные позиции, также приостановили свое наступление и перешли к обороне. Нужны были дополнительные свежие силы для того, чтобы не дать противнику оправиться после нанесенного ему чувствительного удара, но этих сил не оказалось на месте, их нужно было перебрасывать по железным дорогам изнутри страны, что требовало довольно значительного времени. Таким образом, сравнительно успешно начатое наступление вынудило Ставку Главного Военного Совета приостановить его, впредь до подхода необходимых сил и подброски средств. Это потребовало значительного времени, что дало возможность противнику на некоторых боевых участках Карелии перейти к активным действиям и временно овладеть инициативой.
Одновременно, в процессе боевых действий наших войск, были обнаружены большие недостатки в организации, боевой подготовке, вооружений и снабжении армии.
Недостатки организационного порядка:
Наша стрелковая дивизия, особенно в условиях боевого применения на север Финляндии, от Ладожского озера и дальше на север, оказалась громоздкой, неповоротливой, перегруженной боевой техникой и тылами;
Значительная часть стрелковых дивизий, развернутых из кадров, так называемых тройчаток, оказались, особенно на первых порах, очень слабыми;
Мы вышли на войну, не имея на вооружении пистолета-пулемета, которым были хорошо снабжены финны. Поэтому мы оказались в этом отношении слабее своего противника, который скоро это понял и полностью использовал свое преимущество. Мы имели неплохой пистолет-пулемет Дегтярева, который не был принят в свое время на вооружение армии, хотя им были вооружены охранные части НКВД. Это - просчет Наркомата Обороны;