Разбор полетов курсанта ВВАУЛ им. Сухого 601.
8 сентября 2004 г.
Самолет обучения ЛА-5ФН.
Аэродром Карпике.
Время 12:00 местное.
Задание: Упражнение № 5. Вывозные полёты по кругу для отработки курсантом навыков взлёта, пилотирования и посадки.
Высота круга 500 метров.
Курс взлета и посадки 200 градусов.
Круг полета левый.

Запуск двигателя.
На запуске пользуйтесь магнето.

Руление.
Рулить необходимо змейкой, чтобы видеть пространство вокруг самолета. Перед выруливанием на РД, необходимо убедиться, что по ней не движутся другие самолеты.

Взлет.
Отрыв произошел с креном. Рекомендую на ЛАвке на скорости 130-150 начинать очень плавненько прибирать ручку на себя. Тогда отрыв происходит плавно, без подрыва и крена. После отрыва ручку рывками то отдавали, то прибирали. В общем, над взлетом (отрывом) нужно еще поработать.

Набор высоты.
Набор высоты необходимо выполнять на скорости 260 км/ч. У вас скорость была 280.

Первый разворот.
Первый разворот необходимо выполнять на высоте 250 метров. Для этого необходимо на высоте 180 – 200 осмотреться, наметить ориентир для вывода из разворота и на высоте 250 ввести самолет в разворот. Вы ввели самолет в разворот на высоте около 420. При этом не осмотрелись и не наметили ориентир для вывода. После разворота скорость была 340, высота 540. Начали переводить в ГП уже в развороте. Необходимо переводить в ГП либо до второго, либо после второго разворота, но не во время разворотов.

Второй разворот.
Опять не осмотрелись. Не наметили ориентир для вывода.

Полет от второго до третьего разворота.
Вам вид полосы очень понравился? Засмотрелись так, что высоту потеряли до 400. В чем дело? Я понимаю, вид замечательный, но мы делом занимаемся. Внимательнее быть нужно.
Выпуск шасси произведен вовремя. Только вот с выпуском шасси необходимо наддув давать. Вы этого не сделали, в результате скорость была чуть больше 270. Смотрим дальше… Потеряли скорость. Что нужно сделать? Отдать ручку от себя и увеличить наддув. Вы же упорно начали набирать высоту, выбирая ручку на себя, и увеличили наддув, задействовав форсажный режим работы двигателя. В результате высоту то вы набрали, но скорость была 260. Ну и после выпуска шасси не мешало бы запросить посадку. Понятно, что радиообмен у нас урезанный, но вести то его нужно.

Третий разворот.
Перед разворотом опять не осмотрелись, опять не наметили ориентир для вывода.

Перевод на планирование.
На планирование перевели на скорости 290.

Четвертый разворот.
Сразу после четвертого разворота необходимо выпустить щитки в посадочное. После разворота необходимо выйти в створ ВПП. На глиссаде необходимо «целиться» в ТНВ. Скорость на глиссаде была 260-240, вместо положенных 180.

Посадка.
Выравнивание окончено высоко. Касание произошло на середине полосы! Козление. После козления ручку отдавать нельзя! Необходимо наоборот начать прибирать ее соразмерно приближению земли! Вообще на посадке ручку нельзя отдавать. Либо задержать, либо прибрать.

Объясняю.
Перевод на планирование необходимо выполнять на скорости 260. Для этого уменьшить наддув. Убедиться, что ШВ установлен на малый шаг. Подойти к 4 развороту на скорости 250. Перед разворотом осмотреться. Ввести в разворот. Вывести из разворота на скорости 240 -250. Уменьшить наддув, довести до скорости 240 и выпустить щитки. При соразмерном наддуве, почти сразу после разворота скорость будет 240. После разворота нос должен смотреть в ТНВ. (Есть такое «читерское» устройство, как прицел. Вот его перекрестие должно смотреть в створ полосы). Довести скорость на планировании до 180, и поддерживать эту скорость наддувом. На высоте 5-6 метров начать выравнивание, прибирая ручку соразмерно приближению земли. Перед выравниванием убрать наддув на минимум. При этом взгляд должен быть направлен на 20-30 метров вперед и на 25-30 градусов влево. Взгляд должен скользить по земле. Ручка выбирается в таком темпе, чтобы закончить выравнивание на высоте 0,75-1 метр. Самолет начинает терять скорость. По мере приближения земли, продолжать соразмерно выбирать ручку так, чтобы в момент касания самолету было придано посадочное положение (в идеале на три точки). На посадке ручку от себя отдавать нельзя, даже если выравнивание окончено на высоте до двух метров. В этом случае ручку необходимо просто задержать, и по мере снижения самолета также прибрать. Если произошло козление, ручку необходимо задержать. Далее по мере приближения самолета к земле продолжить соразмерно выбирать ее.
Впрочем, надеюсь, ничего нового я Вам не рассказал. Освежите в памяти эти моменты.

Пробег.
Сразу после того, как хвостовое колесо начнет устойчиво катиться по ВПП, необходимо убрать щитки.

На разворотах крен необходимо удерживать 30 градусов. У Вас 45.

Летать конвейером еще рано! (Даже разбор делать не буду).

Оценка.
Для первого раза неплохо. Будете в том же темпе продолжать подготовку, будет очень хорошо.

Полетное задание.
1. Нелетная погода позволяет порулить по полосе. Научиться рулить по полосе и РД змейкой. Обратить внимание, что при пересечении ВПП и РД необходимо убедиться, что Ваш путь никто не пересекает. (Не забывайте получать разрешение у РП на пересечение).
2. Освежить в памяти порядок осмотрительности при полете по кругу. В наземной подготовке есть рекомендации на эту тему.
3. Повторить скоростные и высотные режимы при полете по кругу.
4. Выполнить упражнение № 5. В полете учесть замечания и исправить допущенные ошибки и недочеты.

Старший летчик-инструктор ВВАУЛ им. П.О.Сухого
-comm-