Поприсутствовал при полётах SgSS и Vales. Что вам сказать -- класс, я тоже так хочу, надеюсь, скоро начну летать в паре... Пробовал выполнять полёт по кругу, пока они в зоне, но пинг, увы, вообще не позволял управлять самолётом -- при попытке взлёта оставил рядом с полосой дымящееся обломки :-( После пытался выполнять функции РП.

По сути:

Бросилась в глаза перегруженность эфира лишней информацией. Я, к великому сожалению, не застал тех счастливых времён, кода состояние авиаспорта было другим, когда научиться летать можно было нахаляву (локти кусаю), но мне о них рассказывали... Так вот, в те времена над моим родным моспинским аэродромом в воздухе одновременно находилось 11!!! яков и 2-3 АН-2 -- можете себе представить, как относились к эфиру?

Дальше без каких бы то ни было претензий на истину (сразу оговорюсь -- книжек и инструкций на эту тему я не читал) попытаюсь привести пример радиообмена из жизни. Ещё раз оговорюсь: ни летать, ни присутствовать при групповых полётах мне не доводилось (у нас был один! летающий Як и один Ан-2), поэтому всё, что касается обмена между ведущим и ведомым я оставляю за кадром. Ну и справедливости ради надо отметить, что приведенные ниже переговоры взяты не из одного полёта, а скомбинированны из нескольких, дабы осветить больше ситуаций.

Условности:
1. в *звёздочки* беруться опциональные (необязательные фразы)
2. в (скобках) -- мои комментарии
3. Позывной РП -- Гуппер
4. В воздухе -- 601

Итак, радиообмен:

(запуск мы не докладывали)

601: 601-й, проверка связи

Гуппер: 601-й, слышу вас хорошо

601: 601-й, остаток 90, вырулить? (Речь идёт об остатке топлива, разумеется. У нас докладывать остаток было обязательно)

Гуппер: *601-й, какая температура головок?* (Самолёт долго стоял, и я запросил рулёжку, не прогрев двигатель -- РП это вычислил. После полёта получил за это конкретный пистон.)

601: *601, температура 140 (Я соврал, с учётом того, что пока дорулю до полосы -- будет 140. Это РП тоже вычислил, и пистон за враньё увеличился раз в 10 :-))

Гуппер: 601-й, выруливайте (С хитрой ухмылкой, уже заготовив пистон :-))

601: 601-й, на полосу?

Гуппер: 601-й, занимайте полосу

601: Понял, разрешили... (Слово "разрешили" было не обязательным, но весьма приветствовалось после того, как один из курсантов после категорического запрета РП на взлёт сказал "понял" и попёр....)

601: 601-й, взлёт, зона? (Хочу обратить внимание на то, что лётчик запрашивает зону, а не указывает...)

Гуппер: 601-й, взлетайте, зона 1

601: Понял, разрешили, зона 1 (подтверждать все цифры у нас было обязательным...)

...Молчание... молчание.... молчание (не надо эфир грузить...)

601: 601-й над 1-ой тысяча

Гуппер: 601-й выполняйте задание

601: Понял

Молчание, молчание, молчание...

Гуппер: *601-й, не входить в облака!* (Осень -- не лето: обледенение хватануть очень легко...)

601: 601-й, есть не входить в облака

Молчание, молчание, молчание...

601: 601-й над 1-ой тысяча, задание выполнил

Гуппер: *601-й ожидайте над 1-ой, тысяча.* (Ан-2 бросает над точкой парашуюистов...)

601: Понял, ожидать над 1-ой, тысяча.

601: 601, над 1-й тысяча (Через какое-то время)

Гуппер: 601-й, информацию принял.

Гуппер: 601-й, занимайте точку, ожидать над точкой, 800 (Ан-2 занял круг, парашютисты подлетают к матушке-земле)

601: 601-й, есть ожидать над точкой 800

601: 601-й над точкой 800

БАРКАЙ: Баркай Гупперу, Баркай Гупперу... (Мы ждём Вильгу с планером из соседнего клуба)

БАРКАЙ: Баркай Гупперу, Баркай Гупперу...

601: 601-й Гупперу. Вас вызывает Баркай, вы его слышите?

Гуппер: 601-й, Баркая не слышу, транслируйте...

601: :Понял, транслирую...

601: Баркай, я 601-й, готов транслировать вас Гупперу

БАРКАЙ: 601-й, я Баркай, мы вылетели, ориентировочное время прибытия 13 часов 10 минут

601: 601-й Баркаю, вас понял, ваше время прибытия 13 часов 10 минут

Гуппер: Гуппер 601-му. Информацию от Баркая принял. Прибытие 13 часов 10 минут.

Гуппер: 601-й снижение ко второму 300. *Следите за температурным режимом* (Было холодно...)

601: Понял, ко второму 300

601: 601-й на втором 300

601: 601-й шасси выпустил, посадка?

Гуппер: 601-й садитесь

601: Понял, разрешили

Молчание........

601: 601-й щитки выпустил (Квитанция от РП не обязательна)

601: 601-й, над полосой дельтаплан! Ухожу на второй круг!

Гуппер: 601-й, уходите... (Дельтапланерист получил куда большие пистоны, чем я :-)))))

Молчание.....

601: 601 шасси выпустил, посадка?

Гуппер: 601, садитесь

601: 601 щитки выпустил

Все......


Резюме и прочие комментарии:

1. Мы докладывали о своём местоположении в следующих случаях:
- РП явно запросил наше положение: 601-й Доложите ваше месторасположение...
- Занятие определённого положения было явно предписано полётным заданием или указано РП
- Мы ожидаем следующих команд от РП, и чтобы напомнить о себе ещё раз докладываем где мы.

Докладывать своё положение на каждом повороте на кругу не нужно

2. Начало и конец выполнения задания, занятие круга и зон, порядок взлёта и посадки, вход и вызод из зоны ожидания, высоту на круге и в зоне ожидания и т.д. определяет РП (не ведущий). ИМХО ведущий принимает командование после фразы РП: "выполняйте задание" и передаёт командование назад после фразы "задание выполнил"

3. Общее замечание: экономьте эфир, там не нужна информация, не имеющая существенного значения.