Если бы все было так просто, это не было бы так сложно. Это пословица.


Дело не в весе.

Дело в принципиальном отличие в техническом уровне авиапрома СССР и Германии.

Советская авиапромышленность всегда была вынуждена копировать западные достижения.
Начиная с 20 -годов. Виноваты в этом большевики а точней бандиты и ублюдки пришедшие к власти в 20 годы, которые попросту физически уничтожали тех людей, что могли что то сделать хорошего.

Выгнали Сикорского, Северского, Картиавели из страны( - получайте отстутвие школы.

Постоянные чистки авиапрома и массовые растрелы\посадки+тюремные КБ - получайте то, что работать стимула не будет.

Двигателей своих хороших не было.
Практически все авиационные моторы были не собственной разработки, а лицензионные.
По своим параметрам, ВСЕ советские авиационные двигатели времен войны уступали немецким и английским.

Советское авиастроение до войны было сплошным потоком подражательства. За исключением, быть может Туполевских машин.
Начнем с цельнометалического Комет, который покупали по лицензии у немцев, и последующие разработки  с фюзеляжем в виде перевернутой балки.
Продолжим бесконечными закупками в том числе и  "Русских" образцов - Р-35 Северского, Валти-штурмовика, моторов Гном- ром, и Испано сьюза, БМВ, Пратт-Витней и их копирование и тиражированием на советских заводах.
Причем, чем скорей раскручивался маховик технического прогресса в авиации перед войной, тем сильней отставал СССР.

После начала войны, все обернулось жуткой трагедией.
Большое количество типов истребителей, устаревших, находящихся в глубоком техническом отставании от немецких машин.
Отсутвие достаточного количества алюминиевых сплавов.
Постоянные проблемы с моторами.
Перебазирование на восток целой отрасли промышленности.

Вот в таких условиях нужно было делать истребители, которые должны были не уступать по своим ЛТХ машинам Люфтваффе.

Проблема с алюминием? Не вопрос, будем делать деревянные машины.
Проблемы с двигателями? Будем делать на том, что есть.

Не вопрос, сделать машину, когда полно хорших двигателей, алюминия, ученых, и квалифицированых рабочих.
Вопрос - сделать машину лучше, когда всего этого нет.
Поэтому, единственный путь для конструкторов самолетов Як, состоял в максимальном совершенствовании аэродинамики, и веса.
У немцев все просто, захотели скорости- получите  
двигло в 2000 лс, с отличной системой форсажа. Еще захотели- получите ТРД и планер под него.
А у наших не так. Захотел Сталин скорости - уменьшай вес, так как всех двигателистов толковых расстреляли, а если и сделают толковое двигло, то поставить на самолет его нельзя, не хватит толщины каналов для его охлаждения. Вот поэтому, и пршлось двигатьсяим в одном-единственном направлении, вылизывать планер.    
Вот за это они и достойны хвалебных од.