В принципе, компоновочное решение Р-39 было вызвано желанием разместить центр масс самолета поближе к фокусу подъемной силы его крыла.

А МиГ-3 был, это по его концепции создания в первую очередь высотный перехватчик, когда думали, что воздушные бои будут перехватом бомберов на высоте 5-8 километров над
индустриальными центрами и крупными городами.
Такой же концепции придерживался И П.О. Сухой, когда делал Су-1 и Су-3 с ТК. Оказалось, правда, что большие высоты не сильно нужны.
Почему вы тогда ситаете что задняя центовка делает И-16 "маневренным монопланом"? Кстати задней она стала уже в процессе развития и модернизации И-16, когда потребовалось размешать дополнительное оборудорвание(например бронеспинку), длЯ которого в передней части фюзеляжа просто места не было, а первые серии никакой задней центровки не имели.