Российская самолетостроительная корпорация (РСК) 'МиГ', пережив кризис, активно, зачастую даже агрессивно, продвигает свою продукцию за рубеж. Одним из наиболее эффектных способов авиационного маркетинга стали презентация продуктового ряда для иностранных дипломатов и военных атташе, аккредитованных в России.

Сначала, в мае нынешнего года, гостями авиастроителей были представители более 20 стран Латинской Америки. Косвенным следствием этой экскурсии стало посещение корпорации в начале сентября министром обороны Чили Микеле Бачелет. Кстати, это единственное оборонное предприятие, которое за время визита посетила г-жа министр. Тогда были обсуждены вопросы возможного участия РСК 'МиГ' в предстоящем тендере на закупку чилийскими ВВС очередной партии многофункциональных истребителей, совместного производства боевых машин на чилийских предприятиях и перспективы офсетных программ.

А на днях на РСК побывала очередная партия высокопоставленных иностранных дипломатов почти 30 из стран Африки и Ближнего Востока, в частности Анголы, Мозамбика, Египта, Конго, Сомали, Нигерии, Ливии, Зимбабве, Танзании, Ирана, Замбии, Йемена, Уганды.

На РСК шутят: не успел президент Путин порекомендовать расширять географию военно-технического сотрудничества, как мы уже действуем. Правда, на этот раз инициатива исходила от дипкорпуса, который поддержали российский МИД и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. И этому есть объяснение.

В июле миговцы завершили выполнение контракта на поставку 12 самолетов МиГ-29 в Судан. По просьбе покупателя российские производители ускорили отгрузку техники -- суданцам хотелось показать купленные 'МиГи' на параде в честь 50-летия своих вооруженных сил в августе. Так и случилось: пятерка истребителей прошла над трибунами, несколько ошарашив гостей. На празднестве руководители и послы соседних с Суданом государств подходили к приглашенному на юбилей главе РСК 'МиГ' Валерию Торянину, выражали восхищение продукцией его фирмы и предлагали предметно поговорить о сотрудничестве. Африка -- дело тонкое: едва какое-то государство усиливает свою армию, соседи тут же стремятся выправить дисбаланс.

На зондирование почвы для будущего сотрудничества в Луховицы Московской области, где у миговцев находится сборочный цех, был брошен дипкорпус. О важности мероприятия говорит и тот факт, что большинство стран были представлены послами. 'Ваши превосходительства', как обращался к ним исполнительный директор по маркетингу корпорации РСК 'МиГ' Виктор Козлов, побывали в сборочном цехе, который не только самый большой в Европе, но и выглядит вполне по-европейски. Гости осмотрели самолеты МиГ-29 различных экспортных модификаций и некоторые вертолеты фирмы 'Камов', которая структурно входит в корпорацию.

Особенно гостей заинтересовал вертолет радиолокационного дозора Ка-31, который еще называют мини-АВАКСом. Дипломаты задавали вопросы со знанием дела. Многие из них знают советскую и российскую военную технику не понаслышке. Например, посол Мали в России Брехима Сире Траоре, в прошлом генерал, сам летал на МиГ-21.

А гвоздем программы стали полеты многофункционального истребителя МиГ-29, учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и многоцелевого самолета Ил-103. Заводские летчики-испытатели отработали в воздухе по полной программе, выписывая бочки, мертвые петли и колоколы. Пилотаж вызвал одобрительные прицокивания, а порой даже крики восторга. Знающие свое дело пилоты изрядно пощекотали дипломатам нервы, пройдя у них над самыми головами. 'На выставках так не летают, -- сказал кто-то с уверенностью, -- а то на следующий день никто не придет'.

Обозреватель 'Времени новостей' полюбопытствовал у летчика-испытателя Михаила Беляева, на какой высоте он шел. 'Я вас видел', -- уклончиво ответил пилот. Потрясенные дипломаты спешили сняться с асом, он усиленно внушал гостям, что и у них 'будут такие же самолеты'.

Есть много оснований говорить, что так оно и будет, что африканские страны остановят свой выбор именно на продукции РСК 'МиГ'. Во-первых, на мировом рынке истребителей легкие самолеты (к которым относится и МиГ-29) составляют, по разным данным, от 60 до 80%. Во-вторых, не всем по карману куда более дорогие истребители марки 'Су' (кстати, на фирму 'Сухой' ни латиноамериканские, ни африканские дипломаты 'бригадой' не ездили). К тому же продукция РСК себя давно зарекомендовала: сегодня более тысячи истребители МиГ-29 состоят на вооружении армий 30 стран мира. Что касается стран Африки и Ближнего Востока, основу их авиационного парка составляют истребители МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-27, большинство из которых выработали свой ресурс и требуют замены.

Россияне подогревают эти настроения, предлагая партнерам гибкие формы расчетов вплоть до схемы трейд-ин -- оплаты части контракта старыми самолетами, выведенными из эксплуатации. Эту схему давно применяют автомобилестроители, а также производители электронного оборудования. Часть вернувшихся истребителей планируется утилизировать, часть после ремонта и модернизации вновь будет предложена для поставки за рубеж. Авиадвигатели предполагается использовать в газоперекачивающих установках. РСК готова даже рассмотреть вопрос оплаты контрактов бартером, имея в виду природные ископаемые Черного континента.

/Время Новостей/