На Б-17 стоял прицел конструкции Карла Нордена (если интересно, это был самый секретный проект в США, которго по уровню секретности превзошел только "Манхеттенский проект" - создание атомной бомбы). Он представлял собой охренительный механический компьютер и был подключен напрямую к автопилоту, и бомбардиру надо было только крутя несколько ручек зафиксировать перекрестье прицела на цели. То есть он вовсе не управлял самолетом, как пилот, он управлял перекрестьем прицела, а прицел преобразовывал эти входные данные в управляющие воздействия на рули. Бомбардиру не надо было заботиться о выдерживании высоты, о поправках курса. Его задача - крутя несколько ручек сделать так, чтобы перекрестье не уползало с цели. То есть собственно пилотирования НЕ БЫЛО.Сообщение от agamem
На других самолетах того времени были прицелы попроще, но во многих присутствовал автопилот, удерживающий курс и высоту, курс можно было изменить, повернув одну ручку или это делал сам бомбоприцел через вычислитель.
Еще более ранние прицелы, типа того, что смоделирован в ТБ-3 (да и в He-111) автопилота не имели, но штурман при прицеливании все равно НИКОГДА не занимался пилотированием - у него слишком много других задач по прицеливанию - учет ветра, учет параметров полета и т.д. На одних самолетах стоял прибор по передаче нужного курса от бомбардира к пилоту (штурман крутит ручку, у пилота поворачивается стрелка), на других бомбардир выкрикивал команды голосом ("Градус вправо", "2 градуса влево").
Предложенный мной автопилот реализовал бы почти все описанные виды прицеливания... И я наверно таки попробую его сделать - очень увлекательная задача
(кстати, о жизни и работе бомбардиров Б-25 рекомендую книгу "Уловка 22", автора если надо вспомню потом)