Спустя три года после катастрофы самолета Airbus A300-600, который упал на жилой квартал Нью-Йорка, Национальный совет по безопасности транспорта США (NTSB) обнародовал результаты расследования этого инцидента. Как заявил председатель следственной комиссии Марк Розенкер, причиной гибели более 260 человек стала ошибка второго пилота аэробуса Стена Молина. Причем, как считают эксперты, ошибка эта стала возможной из-за чрезмерно чувствительной системы управления Airbus A300-600 и неадекватной программы тренировок авиакомпании American Airlines.
Рассказывая журналистам о катастрофе трехлетней давности, Розенкер предупредил, что выводы комиссии пока считаются предварительными, так как еще официально не утверждены соответствующими органами. Однако обнародованный доклад фактически является окончательным, и его утверждение – дело ближайшего будущего. Уже переходя к содержанию доклада, Розенкер уточнил, что именно, по мнению комиссии, привело к катастрофе аэробуса.
Согласно докладу NTSB, фактическая причина инцидента состояла в «отделении вертикального стабилизатора во время полета в результате перегрузок, которые были созданы ненужным и чрезмерным давлением первого пилота на педаль управления».
На деле, как пояснил председатель комиссии по расследованию, все происходило следующим образом. Набирающий высоту Airbus A300-600 неожиданно для пилотов попал в зону турбулентности, вызванную самолетом Boeing 747, взлетевшим незадолго до рейса 587. Второй пилот попытался стабилизировать воздушное судно, используя при этом педали, которые управляют рулем направления на хвосте самолета. Когда его действия не принесли ожидаемого результата, он попробовал повторить их еще раз и еще раз. Однако хвост самолета не выдержал перегрузок и за нескольких секунд буквально отвалился от фюзеляжа. Позднее его нашли в заливе, приблизительно в 1,5 км к северу от места падения самолета. Затем от аэробуса отвалились двигатели (они упали к северу и к востоку от места падения фюзеляжа), и, наконец, на жилой квартал Нью-Йорка рухнул фюзеляж самолета. На земле начался пожар.
Как пояснил в свою очередь журналистам эксперт NTSB Дэвид Иви, пилот не должен был этого делать: использовать педали управления рулем направления необходимо, только когда самолет идет на посадку или при сильном встречном ветре. «Во всех остальных случаях ноги пилота должны быть на полу», – отметил он. В связи с этим комиссия посчитала, что Стив Молин действовал «без необходимости и агрессивно».
Других вероятных физических причин авиакатастрофы эксперты NTSB не нашла.
Версию теракта, которая появилась сразу после падения аэробуса (а это случилось через два месяца после террористической атаки на башни ВТЦ в Нью-Йорке), специалисты отвергли, как только расшифровали запись бортовых самописцев: на пленке ничто не указывало на какие-либо необычные события в кабине пилотов и пассажирском салоне. И даже признание одного из членов «Аль-Каиды», арестованного уже в этом году в Канаде, что аэробус подорвал террорист-смертник, не повлияло на выводы технической экспертизы. Поэтому и в докладе об этой вероятной причине не упоминается, только говорится: «Свидетели, которые позже сообщили о том, что видели взрыв на борту самолета, наиболее вероятно наблюдали горящее выливающееся топливо».
Как говорится в докладе NTSB, самолет был подготовлен к полету должным образом, авиадиспетчеры действовали согласно инструкциям (время между вылетами Boeing и Airbus было соблюдено), погодные условия благоприятствовали полету, капитан и первый пилот рейса имели необходимую квалификацию, а их физическое состояние не вызывало беспокойств. При этом Розенкер особо отметил, что особых претензий у комиссии к производителям Airbus A300-600 нет. По его мнению, это безопасный самолет, иначе он бы вообще не летал. «Однако мы можем сделать некоторые изменения в этом самолете, чтобы он стал еще более безопасным», – сказал председатель комиссия по расследованию авиакатастрофы. В частности, NTSB рекомендовало Airbus Industrie перепроектировать управление таким образом, чтобы подобные инциденты были просто невозможны.
В то же время авиакомпании American Airlines и Федеральному управлению авиации США NTSB посоветовало модернизировать стандарты учебно-тренировочной базы, так как «агрессия» пилота могла быть результатом «чрезмерного тренажа на симуляторах в ходе обучения». По мнению экспертов, Молин, возможно, имел «нереалистичное и преувеличенное представление об эффектах турбулентности и ошибочно связал вход самолета в зону турбулентности с необходимостью в агрессивных методах восстановления баланса».
Заключение комиссии по расследованию катастрофы вызвало бурную реакцию как самолетостроителей, так и авиакомпании, которая обучала пилота.
American Airlines принялись винить Airbus Industrie в том, что компания скрыла особенную чувствительность системы управления. Представители авиакомпании заявили, что за время использования Airbus A300 произошло не менее трех случаев, когда у Airbus A300 практически отваливался хвост при аналогичных перегрузках, однако эта информация никогда не раскрывалась производителем, тем более не предпринимались какие-либо действия по устранению этого недостатка.
В свою очередь Airbus Industrie ответила, что еще в 1997 году после одного из случаев со своим самолетом предупреждала American Airlines, что «резкое движение руля в некоторых обстоятельствах может привести к быстрой потере высоты» и далее отрыву хвостовой части. В официальном заявлении компания фактически заявила, что удивлена выводами NTSB, потому что чувствительность руля не имела к трагедии никакого отношения, так как второй пилот просто слишком сильно давил на педали. «Пилот действовал так, как его обучили», – намекнул представитель самолетостроителей.
Собственные выводы не удовлетворили и некоторых членов комиссии по расследованию. Они считают, что в трагедии аэробуса не было вины ни авиакомпании, ни производителя самолета, а ошибка пилота была по сути дела случайным стечением обстоятельств. Вероятно, единственным ведомством, которое останется довольно результатами расследования, будет Федеральное бюро расследований США. Им больше не придется опровергать сведения в том, что «Аль-Каида» захватила в 2001 году четыре, а не три самолета.
/Газета.Ru/





Ответить с цитированием