to tugarin
Ты помоему немного недопонимаеш в вопросе центра масс
Можно считать каждую молекулу или атом с электронами ил без, считать их воздействие на весь пипеелац и получать рецультат
Можно взять отдельно неизменную массу планера, и отдельно массу расходников (как то : топливо, масло, БК, кислород итд) и считать силу тяжести и инерцию каждого из них
А можно взять массу всего всего и работать только с ней-что проще для вычислений
Например- гипотетически предположим что ЦМ всего всего расположен в мягком месте пилота)))) под его сиденьем- тогда мы в эту точку все связаное с массой и приложим
потом - пилот полетал и потратил топливо(так как топливо находиться у подавляющего большенства в районе ЦМ - то оно мало влияет на его смещение но сильно влияет на массу и соответственно маневренность)
теперь наш пилот пострелял- потратил БК- маса уменшилась но и ЦМ(результирующий) сместился вперед- так как у подавялющего большинства БК впереди, но сила тяжести всеравно прикладывается к ЦМ(хотя он теперь и в другой точке)
Так вот- я когдато писал мат модельки- мне было бы проще написать процедуру которая смещает координаты ЦМ при расходе расходников, чем усложнять формулу и считать все поотдельности для каждого изменяющегося или неизменного тела - хотя результат никоим образом неизменилсябы(если все правильно считать), затраты процессорного времени были бы меньше(гораздо меньше операций с плавающей точкой)
а про колебания ты слишком загнул- и с жидкостью и с раскачкой(она есть и сейчас)-попробуй на машине 20 км/ч 3 передача- выжми и брось сцепление без газа
раскачка будет - всей системы, от двигателя до колес- ни в одном симуляторе невидел ничего подобного но все восторгаються ралли, где ничего подобного реализовано небыло