БАЛУ, я слишком туп для подобных сложных умозаключений.Сообщение от BALU
К чему эти размышления? Ты утверждал - Я думаю, что о времени, скажем выхода конвоя и о его маршруте на СФ узнали только тогда, когда конвой оказался в зоне действия нашей авиации + время на высылку эсминцев (если вообще узнали что-то кроме точки и времени рандеву).Теперь о времени выхода конвоя и цели К-21... я-то знаю как оно там было. Примерно, конечно. Но мне хотелось посмотреть, как будет реагировать мой оппонент. Проверить, стоит ли вообще начинать серьёзный разговор. Выводы свои я тогда сделал и из обсуждения вышел.
Сейчас же ввязался потому, что как мне кажется, Вы не совсем прочувствовали что такое работа по обеспечению скрытности операции.
К-21 вышла в море 18 июня, а указание прикрыть PQ-17 получила 19-го июня, уже в море (к сожалению цитировать отчёт командира лодки могу только в той части, где он описывает атаку, с 17:23 того дня). Это позволяет предполагать, что когда дело касалось конвоев, что-то конкретное о своих бевых задачах командиры кораблей узнавали УЖЕ В МОРЕ, когда риск проболтаться жене или любовнице был минимальный. И вывод отсюда простой - командиры эсминцев узнавали о конкретную информацию о конвоях именно тогда, когдя я об этом написал. В штабах, конечно, знали заранее, но не на много. Да что там в штабах, моряки на самих судах конвоя узнавали время своего выхода де-факто. Да и о том куда идут знали не все.
Теперь эти возражения снимаются, ты сам признаешь, что штаб СФ был своевременно оповещен о дате выхода конвоя в море?
Опять предположения вместо фактов?Через сутки наша авиаразведка донесла, что вся эскадра во главе с линкором уходит на юг вдоль западного побережья Норвегии и идёт со скоростью в 3 раза меньшей, чем имела возможность по ТТХ. Скорость была около 10-12 узлов (на конвой они шли со скоростью 22 узла). Разве так должен идти ЛК, "перехвативший радиограмму"? Разве так должна идти эскадра, потерявшая эсминец (вместо 8 эсминцев оставалось уже 7) и ждущая по результатам радиоперехвата атаку ПЛ, если на ней всё в порядке?
1. "Через сутки наша авиаразведка"? Это была "Каталина" Берегового командования Великобритании, базировавшаяся у нас. И не через сутки, а через несколько часов.
2. Никаких потерь немецких эсминцев в этой операции не зафикисировано. Сколько вышло в море - столько и ушло.
3. Также не зафиксирован факт атаки, попадания и ремонта линкора "Тирпитц".
4. Приказ об отмене операции издан из Берлина, после доклада службы радиолперехвата о обнаружении и атаки "Тирпитца" К-21, обнаружении эскадры британской подлодкой и британской "Каталиной".
Так может, противодействия не было как раз потому, что факт атаки немцы не заметили?Повреждение ЛК и потопление эсминца было записано на боевой счёт К-21 после тщательного разбора атаки в штабе флота. Записали это дело на Лунина и немцы, и убили в Ростове-на-Дону его отца.
Можно ещё добавить, что уникальность этой атаки для советских ВМФ была ещё и в том, что К-21 в этой атаке не подверглась никакому противодействию. Это совершенно необычно.
Дело даже не в фарватере. Пустить ко дну Тирпитц немцы могли проще и безболезненнее, нежели отсылая его на Мурманск.Тепрь про Мурманск и "Тирпиц". А почему вам очевидно, что "Тирпиц" не мог угрожать Мурманску? Глубины, что ли малы? Фарватер узкий? Я карту не совсем себе представляю. Но Бог с ним, с Мурманском, Бог с ним, с временем выхода конвоев. Давайте поговорим об "ошибке англичан".
Ты только забыл, что крейсерской прикрытие осуществлялось только до острова Медвежий. Дальнее прикрытие ушло позже, чем должно было. Тут все шло по плану.Что такое ошибка? Каковы условия возникновения ошибок? Можно наделать много ошибок, самых разных, но как можно было ошибиться в случае с "Тирпицем"?
Когда конвой формировался и тем более когда он выходил в море, всем было прекрасно известно что "Тирпиц" есть, что он существует. И поэтому, в расчёте на его появление,силы охраны конвоя включали 2 линкора, авиносец, 8 крейсеров, 26 эсминцев, 11 ПЛ по британским командованием, 16 других кораблей + 22 американских - против "Тирпица", "Шейера", легкого крейсера и 8 эсминцев+ ПЛ, которые и так были уже в море.
Нам говорят, что бросив суда конвоя, англичане пытались заманить "Тирпица". Куда и зачем? "Тирпиц" и так шёл к ним. Ему нужно было громить конвой, а не эскадру прикрытия конвоя. Причём приказ об оставлении кораблей конвоя пришёл в ночь на 5 июля, а "Тирпиц" вышел в море после обеда 5 июля, т.е. на следующий день, когда авиаразведка донесла немцам, что эскадра англичан удирает на запад. Что это, как не подстава?
Это именно, подстава, ежу ясно. Не брось эскадра конвой, "Тирпиц" в море может и не вышел бы.
Уход эсминцев эскорта - вот это было не по плану.
Правда, приказ Адмиралтейства на эсминцы не распространялся.
За это командира непосредственного прикрытия судили, ты в курсе?
Вопрос только в том, для чего была эта подстава, для боя или для чего другого. Если для боя, то это ошибка, если для чего другого, то это предательство.
То есть англичане должны были отправить свои силы в радиус действия Люфтваффе? Они это уже проходили у Норвегии и Крита, им вряд ли хотелось потерять свои корабли ни за грош.Если англичанам так уж хотелось воевать с "Тирпицем", куда они должны были пойти? Туда, где вероятность встречи с ним максимальна. Т.е. идти никуда не нужно - нужно оставаться рядом с конвоем. Другой вариант - выйти навстречу. Для перехвата эскадры "Тирпиц" пошёл на восток, а эскорт англичан пошёл за 12 часов до этого на запад.И они, вроде бы пошли на "Тирпиц", но эскадры разошлись на контркурсах, причём именно из-за преждевременного ухода англичан. Как они собирались встретиться с "Тирпицем", двигаясь от него в другую сторону? Где тут ошибка?
Ты забыл об одном - решение о роспуске конвоя исключало возможность его перехвата "Тирпитцем".Англичане бросили конвой именно так, чтобы он был Тирпицем разгромлен. Они выбрали единственный из возможных способов, который выглядел с одной стороны правдоподобно, которым достаточно было сказать, что они пошли на "Тирпица", на запад, и в тоже время абсолютно исключал возможность встречи "Тирпица" и английской эскадры по крайней мере ДО ТОГО КАК ТИРПИЦ РАЗОБЬЁТ КОНВОЙ. (И "Тирпиц" это понимал. Он вышел в море спустя 12 часов после ухода английской эскадры прикрытия, которая шла, по уверениям англичан к нему (в смысле для боя с ним). С чего бы так рисковать? Значит поняли, что англичанам их никак не поймать, раз вышли. А раз так, то с чего бы, не получив повреждения от Лунина им было уходить назад, на малом ходу, зная о том, что рядом шляется английская эскадра?)