Цитата Сообщение от Hammer
Наверное но чего то видимо все таки не то с этими цифрами 16..17 сек помоему ни для Як-9 ни для Як-1М с нормальным взлетным весом на высоте 1000м нереальны.
Вполне реальны, надо просто смотреть конкретные условия при которых снимали данные цифры.

У того же Степанца в таблице для УТИ-26 стоит 22 секунды, а в статье про этот самолёт, где дана таблица с более подробными данными по маневрам, видно что 22 секунды получено с потерей скорости, 40-50 км/ч.


Цитата Сообщение от Hammer
Невидя самих отчетов судить сложно насколько верно из них перенесены из них цифры по виражам в таблицу.
Например:
В тексте у него
С августа 1944 г. по апрель 1945 г. полетная масса се-
рийных самолетов колебалась в пределах 2629...2692 кг.
По сравнению с "Дублером" серийные Як-З первых выпусков
имели более низкие летно-тактические характеристики, а имен-
но: скорость из-за более низкого качества производственного
выполнения - меньше на 15...20 км/ч, время набора высоты
5000 м - 171 больше на 0,5 мин, практический потолок - мень-
ше на 500 м, время выполнения виража на высоте 1000 м -
больше на 1...2 с,
набор высоты за боевой разворот с началь-
ной высоты 1000 м - меньше на 50 м, дальность и продолжи-
тельность полета на режиме сравнительной скоростной дальнос-
ти (Hст = 5000 м, Vст = 500 км/ч, n = 2300 об/мин) [Здесь
Hст, Vст - стандартные высота и скорость, приведенные к рас-
четным атмосферным и температурным условиям (РАТУ).] - мень-
ше соответственно на 140...260 км и 17...33 мин. (Разбежка
данных объяснялась разницей в регулировке карбюраторов.)
Дальность и продолжительность полета снизились из-за умень-
шения запаса горючего и отчасти из-за увеличения полетной
массы и ухудшения аэродинамики.

Т.е Як-3 первых серий должен иметь на 1-2 сек вираж больший чем Як-1М "Дублер" но в таблице видим 16..17 сек для Як-1М и 21 сек для Як-3
Т.е разница как 4 сек, а не указаные в тексте 1-2 сек.

Не имеет смысла пытаться из описательного текста общнего характера делать далеко идущие выводы, при рассмотрении конкретных отчетов ситуация скорее всего окажеться на порядок сложнее чем можно себе представить исходя из наличной информации.

Более того, глядя того же Стапанца:


Як-ЗТ ВК-105ПФ2
...
Время набора высоты 6000 м на режиме максимальной скоро-
подъемности при 2700 об/мин с полностью открытыми заслонками
радиаторов составляло 4,7 мин, что было больше, чем у лучших
по скороподъемности серийных Як-З, на 0,2 мин.


в то вермя как Як-1М имел 4,1 минуты, несмотря на:


Як-З ВК-105ПФ2 (серийный)
...
Конструкторским бюро, ЛИИ, ЦАГИ с серийными заводами бы-
ла проведена серьезная работа по выявлению и устранению при-
чин снижения летных характеристик. В результате начиная при-
мерно с октября 1944 г. (с 16-й серии) летно-тактические ха-
рактеристики были практически приведены в соответствие с ха-
рактеристиками "Дублера".