А не перевод ли это с "американского" языка? В России, как я знаю, есть два класса коробок – ручная и автоматическая. Автоматическая коробка сама переключается на нужную передачу в зависимости от нагрузки. В ручной ты сам выбираешь передачу и включаешь ее.Сообщение от Razorwind
Может "автор" данного выражения имел в виду, что в отличие от Т-55, 62, где переключение передачи было не просто ручным, а двуручным, на Т-72 передача включалась переводом рычажка выбора скоростей тремя пальцами, как на легковой машине?
На танках, начиная с Т-64, устанавливаются БКП – бортовые коробки передач. Это гидромеханические (точнее – механические с гидросервоуправлением) планетарные коробки с 7 передачами вперед (у Т-80 – 4 передачи вперед) и 1 назад.
Выбирая передачу, ты перемещаешь через простую систему рычагов маленький золотник управления на БКП. А он открывает – закрывает нужные канавки для направления давления масла для затормаживания соответствующих передаче элементов планетарных рядов.
Но выбор передачи и ее ручное включение через гидросервопривод производишь ты, а не автомат.
Насчет американского языка. У нас, к примеру, оружие стреляющее только одиночными выстрелами и автоматически перезаряжающееся при этом, называется самозарядным, а у американцев – полуавтоматическим. Может, так у них и для БКП семьдесятдвойки?
И к слову о переключении передач на Т-54, 55, 62. Особенности переключения передач были таковы:
- большое постоянное усилие для включения (иногда двумя руками)
- большое время переключения (от секунды до бесконечности)
Поэтому я ни разу не видел, чтобы кому-нибудь удавалось переключится с первой передачи на вторую НА ХОДУ на ровной местности. Танк за это время всегда успевал остановиться. Такое было возможно только под уклон. Движение всегда начинали со второй передачи, с рычагами ПМП в первом положении. Дальнейшие переключения происходили легче за счет лучшего разгона, но и то, при переходе со 2 на 3 скорость танк с рычанием включаемой передачи успевал прокатиться 10 - 15 метров и даже, при неудачной попытке, остановиться.
И вообще, переключение передач – это было искусство. И по тому, как механик-водитель переключал передачи, можно было определить его класс.