Ошибочно связывать ето явление с "уменьшением объема" чего ли бы, да и с "раздвигом воздуха". На-оборот, плотность и давление уменьшаются (т.е. объем увеличивается), тем самым вызывая падение температуры.Сообщение от Han
Обычно происходит (наблюдаемо) по двум причинам:
1) После "фронта" локального сверхзвукового потока
2) На верхней части крыла при создании высокой подемной силы (путем сильного разряжения воздуха).
Выше, к 1 пренадлежат F-18 и F-14 (если не ошибаюсь то B-52 это Фотошоп), и частично Б-1. 2 часто можно увидеть при взлете удачно сидя на пассажирском самолете.
Более ясно обяснено (хоть и по-английски) на http://home1.gte.net/lbalders/f18_sb.htm
http://www.galleryoffluidmechanics.c...en/pg_sing.htm