Я читал воспоминания советского аса Баевского.
Там, он описывал свой бой на Ла-5ФН, против немца на Ме109Густав, не знаю, 2 или 4.

Баевский сбил немца на восходящем маневре, благодаря тому, что Ла-5Фн обладал на высотах до 2000 метров лучшей скороподъемностью.

Так вот, сбитый пилот попал в плен, и попросил показать ему машину, на которой его сбили, и когда ему показали Ла-5Фн, сказал, что это невозможно, чтобы ЛА-фюнф сбил его на горке.
Но он типа не знал, #что в самом деле это был Ла-5ФН, который превосходил по скороподъемности от земли до 2-3 км, как ФВ-190, так и все Ме-109Густав.

В другой книге, "Крылом к крылу",тоже аса  Барсукова, пилота, который воевал в полку Захарова, в дивизии Нормандия- Неман, автор описывает, что наши пилоты стремились увлечь мессершмиттов и фокевульфов к земле, дабы на малой высоте иметь преимущество по скороподъемности. #