ВРИО Начальника училища -comm-
Курсанта ВВАУЛ 601
Рапорт о лётных проишествиях, имевших место при выполнении плановых групповых полётов 17.04 на аэродроме Карпике.
Во время выполнения плановых полётов имели место 4 лётных происшествия в результате которых погибли 7 пилотов, было потеряно 7 бортов и выведен из строя 1 борт (требует капитального ремонта).
Причиной всех ЛП явилось отсутствие необходимых навыков и несоблюдение ТБ при выполнении групповых полётов в плотном строю (дистанция менее 10 метров).
Происшествие №1
Столкновение 3-х бортов во время пробега после посадки.
Участники ЛП : 601 (борт 61), Hottabych (борт 17), Alibatros (борт 36)
Условия: групповая посадка 3-х бортов, плотный строй
Результат ЛП: все три пилота погибли, потеряны 3 борта
Причиной ЛП стало нарушение ведущим (601) правил групповой посадки в условиях плотного строя. Во время выравнивания 601 сбросил наддув до 0%, в результате чего ведомые были лишены возможности манёвра по скорости и столкнулись с ведущим.
Происшествие №2
Столкновение 2-х бортов на 4-м повороте.
Участники ЛП : 601 (борт 61), Hottabych (борт 17)
Условия: групповой полёт 3-х бортов, плотный строй
Результат ЛП: пилот 601 погиб, потерян борт 61.
Причиной ЛП явилось нарушение ТБ при полёте в строю ведомым Hottabych (борт 17), который не обеспечил необходимое принижение и неверно выполнил действия при обгоне ведущего. В результате произошло столкновение с ведущим (601), вследствие которого борт 61 потерял плоскость. Небольшая высота на глиссаде не позволила пилоту покинуть самолёт: 601 погиб, борт 61 потерян. Борт 17 значительных повреждений не получил, и произвёл посадку.
Происшествие №3
Столкновение 3-х бортов после взлёта при наборе высоты до 1-го поворота.
Участники ЛП : 601 (борт 61), Alibatros (борт 36), Hottabych (борт 17)
Условия: групповой полёт 3-х бортов, плотный строй
Результат ЛП: Все 3 пилота погибли, все 3 борта потеряны.
Причиной ЛП явилось нарушение ТБ при полёте в строю ведомым Alibatros (борт 36), который не обеспечил необходимое принижение и неверно выполнил действия при обгоне ведущего. В результате произошло столкновение с ведущим (601), обломками был также уничтожен также борт 17. Все 3 самолёта взорвались в воздухе, пилоты погибли.
Происшествие №4
Капотирование борта 17 при пробеге во время групповой посадки.
Участники ЛП : 601 (борт 61), Hottabych (борт 17)
Условия: групповая посадка 3-х бортов, плотный строй
Результат ЛП: Борт 17 получил повреждения, требуется капитальный ремонт. Пилот не пострадал.
Причиной ЛП явилось отсутствие навыков посадки "на газу" у ведущего (601), который в результате не справился с управлением и допустил крены и "гуляние по полосе" на выдерживании. В результате борт 17 будучи ведомым, уходил от столкновения, вышел на газон и скапотировал.
Предложение
Считаю, что для избежания подобных происшествий в будущем необходимо:
1. Уделить большее внимание изучению техники выполнения полётов в строю, уделив особое внимание действиям лётчика при обгоне ведущего.
2. Ввести в программу самостоятельной подготовки пилотов упражнение по отработке навыков выполнения посадки на газу, со здачей соответствующего зачёта. К групповым посадкам в плотном строю в качестве ведущего допускать только тех пилотов, которые сдали соответствующий зачёт.