Катастрофа МиГ-29, пилотируемого штурманом-программистом полка, военным летчиком 1 класса майором Гусевым В.И., произошедшая 12 мая 2005 года в 29 гв. иап 16 ВА КСПН на аэродроме Андреаполь.
Полет выполнялся днем в СМУ по маршруту Кубинка - Андреаполь применительно к упр.19(2) КБП ИА-2000 'Полет на простой пилотаж и по маршруту на средней и большой высоте' с вариантом подвески 2хР-27р и 2хР-73 + подфюзеляжный ПТБ.
После взлета на 27 мин полета при выполнении прохода на ВПП аэродрома посадки, летчик без разрешения и запроса РП, на непредусмотренной полетным заданием высоте 145м предпринял попытку выполнения бочки.
ГРП не запретила снижение на высоту менее предусмотренной заданием, РП наблюдал проход самолета на ВПП до момента начала выполнения бочки, так как после входа самолета в закрытую для просмотра зону с рабочего места РП перевел взгляд на заходящий на посадку самолет.
В процессе выполнения фигуры пилотажа летчик допустил некоординированное и несоразмерное отклонение рулей самолета, что привело к выполнению бочки с перегрузкой +3,65, с последующим увеличением ее до 7,12 ед, созданию значительного скольжения и последующего выхода на угли атаки порядка 30 градусов, что обусловило кратковременную потерю поперечной управляемости самолета и дальнейшее его сваливание.
Перед столкновение с землей летчик предпринял попытку катапультирования, однако угловое положение самолета в момент начала катапультирования не обеспечивало безопасное покидание самолета. Летчик погиб.
Самолет в перевернутом положении с правым креном 120 градусов, углом тангажа 10 градусов, на скорости 306 км/час на удалении 340м от торца ВПП столкнулся в землей и разрушился.
Причина катастрофы - недисциплинированность летчика, предпринявшего попытку выполнения непредусмотренной полетным заданием фигуры пилотажа (бочку) на предельно-малой высоте с отклонением от установленной техники пилотирования, выразившимся в наличии значительной положительной перегрузки и скольжении в процессе вращения вокруг продольной оси.
Ранее летчик выполнил фигуры пилотажа бочка с подобными отклонениями в ходе контрольного полета с инспектором на проверку техники пилотирования.
Как сопутствующий недостаток отмечено, что комплект техников самолетов составляет 50% от штатного числа самолетов