Чтобы не засорять ветку: в сети где-то пробегает книжка В. Пышнова (точное название не помню), где много чего интересного по И-16, И-153 и Як-1М (Як-3). Попутно очень доходчиво изложены основы маневренных характеристик ЛА.Сообщение от Павел
А спор, начавшись с обсуждения вторых режимов (кажется, пришли к выводу, что они все-таки есть, после выкладывания поляр от MG), плавно перешел к завышенному аэродинамическому качеству некоторых самолетов. А также к ставшей уже традиционной теме методик измерения некоторых ТТХ самолетов Як.
Кстати, еще довод в пользу заниженного времени виража Як-3. Как ни странно, именно то, каким образом из Як-3 в ПХ выдавлены его легендарные 18 с, подтверждает УНВП ФМ Ил-2.Как известно, если есть два самолета - М и Н, и у самолета М Сх0 меньше Сх0 самолета Н, а также коэффициент отвала поляры А самолета М меньше аналогичного параметра самолета Н, то аэродинамическое качество самолета М при любом угле атаки будет выше, чем у самолета Н.
Для того, чтобы добиться 18 с у Як-3 пришлось сделать ему качество, равное качеству Мустанга. Желающие теперь могут посчитать относительное удлинение крыла обоих самолетов, а также их Сх0. Для тех, кто не хочет или не может - сразу говорю и Сх0 и коэффициент отвала поляры, который этим удлинением определяется, больше у Як-3...