92-й год. Львов. Первая годовщина независимости Украины. Готовилась грандиозная авиационная показуха. Как раз на том аэродроме, где не так давно трагедия произошла. Во Львове с полосы аэропорта и военные тоже работают, если кто не знает.
Первая годовщина дело нешуточное. Затребовало начальство, чтобы на спортивном самолете показуху крутила женщина. И обязательно с украинской фамилией. А у нас тогда как раз сборы были в Цуневе. Это ДОСААФ-овский аэродром, минутах в 10-12 лета от Львова. На тот момент так оказалось, что из девчат на сборах была только Томка Довгаленко, но ее Киевское начальство затребовало на показуху в Киев.
Улетела Томка в Киев. А начальником Львовского аэроклуба был тогда Коротовский Владимир Владимирович - человек, прошедший войну в Анголе на Су-17М4. Это как раз ему была поставлена задача обеспечить Львовскую показуху пилотессой с украинской фамилией. Подошел тогда Владимирович ко мне и говорит: "Работать будем из Цунева, во Львове посадки не будет. Полетишь ты вместо Томки". Я говорю: "А как же радиообмен?" Владимирович: "Ну значит будешь пищать в эфир".
Ну ладно, задача понятна. Показушная программа у меня обкатана под Як-55. Полетели. Пищал я в эфир отчаянно, народ ржал у СКП. Но пенка была не в этом. Пенка была в другом. Ребята наши из сборной поехали во Львов посмотреть на показуху. Тем более, что военные выкатили технику и можно было поближе полазить, посмотреть. Толпу свободно к технике пускали.
Прилетели. Тройка Як-52 сразу начала крутить показуху а меня повесили в зоне ожидания. А ребята все это наблюдали снизу, были так сказать, в народе, в толпе. По громкой связи диктор бодро объявлял номера, фамилии, называл (часто не впопад) исполняемые фигуры.
Тройка закончила, РП запускает меня на точку. Диктор, естественно, объявляет, что это лучшая пилотесса Украины и окрестностей и т.д. Открутил я без всякого выпендрежа и хулиганства что планировал и собрался уходить, но РП попросил сделать проход над стартом. Видимо надо было как-то паузу заполнить перед следующим номером. И что-то меня переклинило, дай думаю пройдусь гудком кверху. Разворот, разгон, горизонт - полубочка...
А надо сказать, что при моем росте в 186см да в перевернутом полете я с трудом вписываюсь в габариты фонаря Як-55.
Со слов Сани Алпатова, который меня наблюдал "из толпы":
- Смотрю, говорит, ты перевернулся и низенько так, метрах на 10-15 проходишь над стартом. Как поравнялся с нами, фонарь можно было разглядеть на просвет. И фонарь был заполнен плечами от борта до борта.
Мужик стоял рядом и охнул: "Ну и баби-и-ища!!!..."