2 all.

Степанец:http://www.aviation.ru/book/Stepanets/stepyak9.txt

Войсковые испытания на боевое применение  проводились на
34-х самолетах Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г.  на Цент-
ральном фронте в 16 ВА.  На Як-9Т летали  80 летчиков  шести
полков,  входивших в состав  273 иад 6 иак  (истребительного
авиакорпуса)  и 1 гв. Сталинградской иад.  Было проведено 78
воздушных боев (из них 31 результативный),  в которых помимо
Як-9Т участвовали Як-1,  Як-7Б и Як-9 (428 самолето-вылетов,
включая 150 на Як-9Т).  Уничтожено 110 самолетов противника,
в том числе:  FW-190 - 54,  Me-109 - 4,  Ju-87 - 31, Ju-88 -
14, He-111 - 7. Из них на Як-9Т сбито 49 (44,5. Свои поте-
ри - 36 самолетов, в том числе 12 Як-9Т.
   Средний расход  боеприпасов на один сбитый самолет:  147
снарядов калибра 20 мм (самолеты Як-1, Як-7Б, Як-9), 31 сна-
ряд калибра 37 мм (Як-9Т),  123 снаряда калибра 12,7 мм (все
самолеты).
   С 17  августа по 18 сентября 1943 г.  12 самолетов Як-9Т
проходили войсковые испытания совместно с тремя Як-9Д  в  18
гв.иап 1 ВА на Западном фронте.  На самолетах Як-9Т было вы-
полнено 172 боевых вылета с общим налетом 151 ч 54 мин, про-
ведено 47 боев,  сбито 9 и подбито 2 самолета противника,  в
том числе FW-190 - 4, He-111 - 4, Ju-87 - 2, FW-189 - 1. По-
теряно три Як-9Т.
   Появление на фронте Як-9Т  произвело  большое  моральное
воздействие на противника и существенно облегчило проведение
воздушных боев нашими истребителями  других  типов,  взаимо-
действовавших с Як-9Т.
   До этого самолеты FW-190, имея довольно сильное вооруже-
ние, охотно шли в атаку на встречных курсах в воздушных боях
с Як-1.  После появления Як-9Т они  стали  избегать  лобовых
атак самолетов "Як".
   Наличие 37-мм пушки позволило существенно увеличить дис-
танцию открытия огня.  Не уменьшая вероятности поражения са-
молета противника,  это в то же время  уменьшило возможность
поражения летчика  самолета Як-9Т огнем стрелка бомбардиров-
щика.
   Наивыгоднейшие дистанции  открытия огня  из 37-мм пушки:
по  истребителям  -  400...100  м,  по  бомбардировщикам   -
600...500 м.  Однако для расстройства строя бомбардировщиков
противника  возможно  было   ведение   огня   с   расстояния
1000...1200 м при наличии осколочных снарядов с самоликвида-
торами.
   Опыт боевого применения Як-9Т показал, что схема его во-
оружения с НС-37 и УБС в тактическом отношении весьма выгод-
на.  Попадание одного снаряда в самолет противника приводило
его полному разрушению.  А бронебойные снаряды  пушки  НС-37
легко пробивали броню немецких танков толщиной 30 мм на дис-
танции 500 м под углом до 45*.
   Большая эффективность 37-мм снаряда и ограниченность бо-
екомплекта требовали от летчика  ведения  только  прицельной
стрельбы короткими  очередями из одного-двух,  максимум трех
снарядов.
   Стрельба длинными очередями приводила к непроизводитель-
ной трате боеприпасов, так как после 2...3 выстрелов, вслед-
ствие сильной отдачи пушки,  самолет сбивался с линии прице-
ливания, опуская нос,  что вызывало недолеты при стрельбе по
наземным целям и снижение трассы - при стрельбе по воздушным
целям. Для продолжения стрельбы необходимо было восстанавли-
вать прицеливание.
   Устойчивость полета при стрельбе из пушки зависела,  ес-
тественно, от  скорости  голета и длины очереди:  чем больше
скорость полета и меньше длина очереди,  тем меньшее влияние
оказывала сила отдачи пушки на направление полета.
   Як-9Т успешно применялся для борьбы с самолетами против-
ника как истребительного, так и бомбардировочного типа. Сре-
ди летного состава Як-9Т пользовался большой популярностью и
высоко оценивался благодаря установке мощного оружия и хоро-
шим летным данным.
   В заключении  по войсковым испытаниям  отмечалось,  что:
   1) самолет Як-9Т  является нужным для ВВС КА  истребите-
лем;
   2) при формировании частей истребительной авиации  полки
целесообразно делать смешанными,  включающими  в свой состав
30...50% самолетов "Як" с обычным вооружением и 70...50% са-
молетов с пушкой 37 мм;
   3) самолетами Як-9Т целесообразно вооружать части с лет-
ным составом, хорошо владеющим воздушной стрельбой.  Летчик,
летающий на Як-9Т, должен быть своего рода воздушным снайпе-
ром  и уметь поражать врага наверняка  -  с первого выстрела
[ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп. 485690, д. 37].
   Создание в разгар войны Як-9Т  с  мощной  скорострельной
пушкой калибра 37 мм и его быстрое освоение в производстве и
в эксплуатации сыграло большую роль в завоевании нашей авиа-
цией превосходства в воздухе.

Интресно соотношение пораженных бомбардировщиков и фокевульфов по отношению к мессершмитам.