Выжимка из хронологии испытаний, которые, на мой взгляд, могут иметь отношение к предмету спора; никаких комментариев, просто копирую:
В октябре 1941 под Москвой принудили к посадке в районе Тушино Me-109F. Испытания показали, что он оказался лучше и ГКО поручил усовершенствовать серийные машины (173,210)
24 декабря 1941 после испытаний трофейного Bf-109F в НИИ ВВС руководство писало А.С.Я., что лучшего или хотя бы равного у нас нет (130,35)
Нравы - дикие. В конце 1941 А.С.Я. одел своих рабочих в Новосибирске на заводе 153 в белые халаты, постелил вдоль линейки Яков на сборке ковровую дорожку и заснял, а также заснял сборку ЛаГГ на заводе 21 - грязь, телогрейки, рабочие спят на плоскостях. Показал в декабре 1941 И.В.С., получил 21 завод, но Шахурин отказался визировать приказ пока А.С.Я. не наладит сборку на 153 заводе. Приказ все же вышел в начале января 1942. Дементьев вызвал С.А.Л. - тот перепугался, получил три месяца, встретил в приемной А.Д.Швецова, который жаловался, что у него 100 М-82 и никто не берет и так появился Ла-5 (133,32)
С.Т.Кишкин и Н.М.Скляров сделали в начальный период войны воздушно-закаливаемую сталь АБ-2 для Ил-2. В 1942 за броню они были удостоены Госпремии. была теоретически обоснована и подтверждена экспериментами экранная броня - меньший вес по сравнению с гомогенной (85,327).
27 июня 1942 мотор М-82Ф был поставлен на 100 часовые испытания по (737,8)
С 11 сентября по 1 октября 1942 испытывался Ла-5 М-82 и выполнили 37 полетов (707)
26 сентября 1942 Зам. нач. НИИ ВВС Лосюков утвердил Отчет по специальным 50-часовым летным испытаниям форсированного мотора АМ-38Ф на самолете Ил-2.
Заключение: мотор АМ-38Ф специальные летные 50-часовые испытания прошел удовлетворительно. За время испытаний мотор и его агрегаты работали надежно и дефектов не имели. Мотор наработал на взлетном режиме 2 час. 08 мин. на номинале и на 0,9 номинала - 43 час. 14 мин. (485)
13 октября 1942 С.Н.Шишкин, начальник ГУ НКАП, докладывал А.И.Шахурину о самолете Me-109G-2 c DB-605A1. Лучше наших (65,60)
В октябре 1942 был утв. отчет о совм. испытаниях мотора АШ-82ФН со сроком службы 100 час. (735,12)
5 декабря 1942 Ла-5 был запущен в серию на нескольких заводах (663,159)
В 1942 И-30 (Як-3) с М-105П был модифицирован в истребитель специального назначения специально для полковника В.И.Сталина. Заменили М-105П на М-105Ф и оставили только одну ШВАК с 160 снарядами, а запас бензина - снизили с 383 л до 270 повысив скорость до 585 км/ч на 4950. Повредил П.Я.Федрови на испытаниях в декабре (65,38)
15 марта 1943 у Прошина отказал мотор на Ме-109 Г-2 N 14513 с ДБ-605М N 26446 (751,13)
22 марта 1943 Кубышкин разбил Me-109 Г-2 N 13746 с ДБ-605М из-за производственного дефекта мотора (751,13)
В марте 1943 был утвержден отчет по совместным 50 часовым испытаниям мотора АШ-83 (735,13)
21 апреля 1943 также начались войсковые испытания НС-37 на ЛаГГ-3 на Калининском фронте в 1-й воздушной армии и после этого НС-37 окончательно приняли на вооружение (263,61). Летали до 6 июня 1943 на боевое применение с ОКБ-16 (150 кг) с 36 патронами (по 1.6 кг) вместо ШВАК и пулеметом УБС со 170. Вед. ли Масляков и произвели 174 с/в общей продолжительностью 12 часов совместно с Ла-5. Выдержали. (757,1)
В мае-июне 1943 в НИИ ВВС были проведены летные испытания Спитфайра V, 173 которых поступило в Россию в начале 1943 (173,255)
3 июня 1943 А.С.Я. и П.В.Дементьев докладывали И.В.С. почему выходят из строя машины из-за отслаивания обшивки. Решили провести срочный ремонт на фронтах (173,227)
10 июня 1943 Агаджанов и др. утвердили Отчет о летных испытаниях Ла-5 с М-71 N 710041. Летал Мищенко (739,2)
В июле 1943 в НИИ ВВС проходил испытания ФВ-190 А-4 (747,5)
В июле 1943 в составе НКАП создали инспекцию по качеству (173,227)
В сентябре 1943 в НИИ ВВС проходил испытания ФВ-190 А-5 (747,5)
18 ноября 1943 на Як-1 с М-107А была достигнута скорость 716 км/ч, но для боевой серии мотор был недоведен, а когда довели - уже не понадобился (198,56)
В ноябре 1943 проходил испытания Ла-5 с М-82 "82-ВГ" N 2124 и продолжил испытания, начатые в августев (744,2)
31 января 1944 Чесалов утвердил отчет о летных испытаниях Ла-5ФН N 39210319 выпуска июня 1943 на 21 заводе для определения влияния состава смеси на максимальную скорость. Летал С.Ф.Машиковский, вед. исп. - В.В.Славов и В.А.Кривенко (749,2)
С 22 февраля по 25 марта 1945 продолжались гос. испытания модифицированного Ла-7 с 3 пушками Б-20 N 38105758 производства февраля 1945 381 завода, которые были прерваны 7 февраля. Самолет выполнил 14 полетов и налетал 8 час. 30 мин. Скорость по сравнению с эталоном 1944 г. упала у земли на 26 км/час и на высоте на 18-38 км/час (743,1)
C 1 по 12 марта 1945 проводились специальные летные испытания по отработке методов борьбы Як и Ла с немецкими истребителями-штурмовиками ФВ-190 А-8 с БМВ-801 N 68201 и облегченным N 580967 выпуска сентября 1944. Участие приняли Як-3, Як-9У и Ла-7. На ФВ летали Хомяков, Антипов, Дзыба, Кубышкин. ФВ на форсаже уходил от Як-3 на преследовании (746,1)
C 11 по 19 марта 1945 состоялись контрольные испытания трофейного облегченного ФВ-190 А-8 N 580967 c BMW-801. В.И.Хомяков выполнил 8 полетов и налетал 6 час. 5 мин. Отв. исп. и-м Рабкин. На форсаже имел преимущества перед Як-3 и Як-9у, но уступал Ла-7 по маневренности и горизонтальной и вертикальной скорости (747,4)
C 19 по 23 марта 1945 состоялись специальные испытания серийного Ла-7 N 38102158 с улучшенной герметизацией вентиляции кабины. Вед. и В.П.Алексеенки, вед. л Д.Г.Тикуленко. 10 полетов, 5 час. 34 мин. Проблема в том, что летчики угорали (740,1)
26 марта 1945 был утвержден акт по контрольным испытаниям трофейного ФВ-190 А-8 N 580967 c BMW-801, которые проводились с 11 по 19 марта 1945 (747,4)
В октябре 1945 в НИИ ВВС в соответствии с постановлением СНК N 2299-591 об испытаниях Ла-7 с 3 пушками Б-20 от 10 сентября 1945 испытывались три Ла-7 NN 45214414, 45214415, 45214416. Пушки испытания не выдержали из-за недостаточной живучести (3275, 3222 и 3155 выстрелов вместо требовавшихся 5000) (742,98)
Оригинал