mr_tank, а ты подвесь на ниточке работающий винт оборотов тыщ на десять - после того как нитка устаканится - винт не шелохнется, если к нему не обращаться - головки тогда дергаются.
Что же до бокового сопротивления винта... Любой нормальный авиаконструктор скажет, что его старалются свести к минимуму - и уж эта штука если и влияет, то НАМНОГО меньше чем разница в подъемной силе крыла.
А крутящий момент может влиять ТОЛЬКО при раскрутке винта (но никак не при выключенном моторе - см. первый пост) с низких оборотов на высокие, или наоборот - и влияет кстати - хвост-то заносит - по правилу буравчика.
Кста, то что на вертолетах журналюги называют реактивным моментом (ну типа это и компенсирует хвостовой винт, или второй, вращающийся в другую сторону) - это сказки агенства ОБС. В устоявшемся полете на вертолете хвостовой винт компенсирует БОКОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕСУЩЕГО ВИНТА, так как он НАМНОГО больше тянущего винта самолета. При изменении оборотов - да, он компенсирует еще и крутящий момент - почему кста и не рекомендуется резко дергать ручку газа на вертолетах... но это уже оффтоп. сорьки![]()