Если можно, на каких именно самолетах стояли торпеды? На А-20?  Это проблема для нас, так как его нет пока...
Прошу прощения господа, вчера запостить не мог, форс-мажор, так сказать.

Итак привожу отрывок из книги "Мифы и легенды русской морской истории" из главы "Как топили 'Вяйнемяйнен'":

...Следующая охота за "Вяйнемяиненом" началась с первых дней Великой Отечественной войны. И, наконец, летом 1944 года на стол командующего Балтийским флотом адмирала В.Ф.Трибуца лег отчет "О потоплении финского броненосца береговой обороны "Вяйнемяйнен". Трибуц тут же подписал сразу шесть представлений на присвоение звания Героя Советского Союза, а В.И. Раков - получал вторую золотую звезду Героя (первую ему вручили за войну с Финляндией). Но вскоре выяснилось, что потопили то не "Вяйнемяйнен". Тогда что? Куда же делся "Вяйнемяйнен"? Об этом и пойдет речь.

Летом 1944 года авиация Балтийского флота активизировала удары по базам и портам противника, расположенным на территории Финляндии. С целью усиления противовоздушной обороны Котки немцы перебазировали в нее крейсер противовоздушной обороны "Ниобе". Ранее это был голландский броненосец береговой обороны "Гельдерланд". Поскольку он предназначался для борьбы с авиацией, на нем установили мощное зенитное вооружение. Оно состояло из восьми 105-мм орудий и двадцати пяти 40-мм зенитных автоматов. На корабле имелась радиолокационная станция. Мостик и надстройки были защищены броней, а палуба по всей длине была залита толстым слоем цементного раствора. Экипаж крейсера насчитывал до 350 человек. Его то и приняли советские летчики за "Вяйнемяйнен". У финнов ведь не было крупных кораблей кроме "Вяйнемяйнена".  "Ильмаринен" погиб от подрыва на мине еще в 1941 году.

Впервые крейсер был обнаружен воздушной разведкой 8 июля 1944 года. Хотя "Ниобе" и не имел сходства с "Вяйнемяйненом", тем не менее в штабе военно-воздушных сил его приняли за броненосец. Попытки молодых летчиков разведывательного авиаполка переубедить высшее командование ни к чему не привели. На фотографиях не просматривались весьма характерные для броненосца мощные носовая и кормовая двухорудийные башни 254-мм калибра. Не было видно и массивной (в виде трубы) мачты. Но разведчиков никто и слушать не хотел. Все стояли на том, что обнаружен "Вяйнемяйнен". Уж очень хотели балтийцы потопить неуязвимый броненосец. Участники Финской войны называли его кораблем-призраком.

За обнаруженным кораблем попытались установить непрерывное наблюдение. Но этому, как всегда, мешала плохая погода. 12 июля, совершенно неожиданно, крейсер обнаружили в Котке. Многие летчики еще помнили налеты на эту базу в 1939-1940 годах. Как и раньше эта база имела сильную противовоздушную оборону. Ее прикрывали до 12 зенитных батарей, установленных на возвышенностях. Подходы к базе со стороны моря перекрывались несколькими слоями артиллерийского огня. Но все же брешь была. Юго-западное направление прикрывалось только двумя зенитными батареями. В тот же день тридцать пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного полка под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника В.И.Ракова нанесли по кораблю удар. Их прикрывали 24 истребителя Як-9. Пикировщики сбросили на корабль около 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100. Однако ни одна из них в цель не попала. Свою неудачу Раков объяснял слабым истребительным прикрытием и плохой подготовкой летчиков. В ударе ведь участвовали в основном молодые летчики.

После налета советской авиации крейсер оставался в Котке. Следующий удар был спланирован на 16 июля. Причем уничтожению этого корабля уделяли настолько большое значение, что решили провести специальную операцию. В разработке плана операции принимал участие сам командующий авиацией флота генерал-лейтенант авиации М.И.Самохин. Фактически же это были действия тактического масштаба. Ведь уничтожением одного корабля вряд ли можно добиться оперативных целей. Но будем придерживаться терминологии времен войны.

На операцию выделили 132 самолета, из которых 26 машин действовали на главном направлении, то есть наносили удар по кораблю, а остальные - на обеспечивающих. Весь удар был рассчитан на восемь минут. В течении трех дней молодые пилоты тренировались в прицельном бомбометании по точечной цели. Вблизи Лужской губы они нашли выступающую из-под воды каменистую гряду и каждый летчик по пять-шесть раз отбомбился по ней болванками. Окончательный план операции был утвержден только 15 июля. Его сразу же довели до командиров дивизий, полков и командиров групп, участвовавших в ударе. Удар планировалось, нанести на принципе внезапности, при сильном истребительном обеспечении и предварительном подавлении средств противовоздушной обороны базы.

Вся авиация была сведена в две ударные и четыре обеспечивающие группы. В первую ударную группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 16 истребителей. Каждый бомбардировщик нес по две бомбы ФАБ-250. Группу вел командир полка полковник В.И.Раков. Вторая ударная группа включала четыре топмачтовика А-20-Ж и шесть истребителей сопровождения. Каждый топмачтовик нес по две бомбы ФАБ-1000. От применения торпед отказались из-за мелководья (вот и ответ, где были торпеды. Прим. мое).

Командовал второй группой заместитель командира полка по летной подготовке подполковник И.П.Пономаренко.
Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии, демонстративных действий, расчистки воздуха и разведки. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Операции придавалось настолько большое значение, что командирами всех групп Самохин назначил либо командиров полков, либо их заместителей.
Развертывание прошло скрытно и без противодействия. Первой в район прибыла группа расчистки воздуха. Затем удар по средствам противовоздушной обороны нанесли двенадцать штурмовиков Ил-2, которые вел командир полка Герой Советского Союза подполковник Н.Г.Степанян. Этим ударом удалось подавить несколько зенитных батарей. После этого с двух направлений по крейсеру нанесли удар пикирующие бомбардировщики первой ударной группы. В крейсер попало не менее двух бомб ФАБ-250. На корабле возник пожар и появился крен на левый борт. В это время две шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам противовоздушной обороны, а самолеты демонстративной группы начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии. Тем временем, на малой высоте (30 м) на цель вышли топмачтовики. В 17 часов первая пара сбросила 1000-кг бомбы. За ней, с минимальным интервалом, удар нанесла вторая пара. В корабль попало не менее двух 1000-кг бомб. Крейсер быстро накренился, затем опрокинулся и вскоре затонул. Ведущий второй пары топмачтовиков капитан И.В.Тихомиров двумя бомбами потопил транспорт водоизмещением до 6 тысяч тонн. Огнем зенитной артиллерии был сбит один топмачтовик, а четыре самолета получили повреждения. Так был потоплен "Ниобе".

А что же с "Вяйнемяйненом"? Он оставался целым и невредимым. Две войны за ним охотились балтийские летчики. Но потопить так и не смогли. И хорошо. В 1947 году этот корабль купили у Финляндии. Он вошел в боевой состав советского Воен-но-Морского Флота под названием "Выборг". Его зачислили к классу мониторов. Служил этот долгожитель Балтики до 1966 года.

В монографиях и учебниках по истории военно-морского искусства этот удар признан как образец уничтожения сил флота противника в базах, а в официальном издании Министерства обороны СССР "Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне" (1983 г.) имеется такой вывод: "Высокой эффективности удара при минимальных потерях способствовали обоснованный, продуманный до деталей замысел, тщательно разработанное решение, всесторонняя подготовка летного состава и четкое выполнение всеми участниками удара своих задач." Если не вникать в суть вопроса и тем более не сравнивать его с аналогичными действиями на других театрах второй мировой войны, то возможно это и так. Задача то выполнена. Корабль уничтожен. Но все же вопросы есть. Суть которых заключается в следующем - не много ли самолетов было выделено на уничтожение устаревшего корабля? Вспомним, как в декабре 1941 года 98 японских самолетов берегового базирования в считанные минуты отправили на дно Южно-Китайского моря два английских монстра - линейный корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс". При этом японцы потеряли всего четыре самолета. А зенитное вооружение двух потопленный английских кораблей не имеет никакого сравнения с крейсером "Ниобе". "Принс оф Уэлс" имел восемь спаренных башенных установок 133-мм калибра, четыре восьмиствольных 40-мм автомата и четыре пусковые установки для двадцати 170-мм ракет (это была новинка для того времени). На "Рипалсе" было установлено шесть 120-мм орудий, три восьмиствольных 40-мм и восемь 20-мм зенитных автоматов и четыре счетверенных 12,7-мм пулеметов. Плотность огня этих зенитных огневых средств была высочайшей. Она не шла ни в какое сравнение с огневыми средствами Котки вместе с пушками
"Ниобе". На английских кораблях было 102 ствола зенитной артиллерии (без учета ракет), а в районе Котки и на "Ниобе" - 63 пушки, из которых только восемь 105-мм калибра. Если английские корабли были на ходу, а следовательно и попасть в них было труднее, то "Ниобе" стоял у причала. (По моему мнению, автор в этом месте передергивает факты. По калибрам и количеству он прав, а вот о том, что универсальные башни 133-мм на "Принс оф Уэллс" имели малую эффективность из-за большой массы и, следовательно, больших моментов инерции и малых скоростей наводок, он не упоминает. А то, что "Пом-помы" были крайне неудачными, знали сами англичане, и во время войны всюду заменили их на шведские "Бофорсы".  Про ракеты я вообще молчу - это же вам НУР, а не "Стандарты". Так что насчет большой эффективности зенитного огня этого соединения есть большие сомнения. Прим. мое).

Аналогичные примеры можно привести и из отечественной истории. Но они, к сожалению, не в нашу пользу. 2 июля 1942 года 92 немецких самолета за 15 минут в порту Новороссийск потопили лидер "Ташкент", эскадренный миноносец "Бдительный", госпитальное судно "Украина", недостроенный транспорт "Пролетарий", спасательный буксир "Черномор", три рыболовных траулера и одну баржу. Кроме того были повреждены крейсер "Коминтерн", эскадренные миноносцы "Сообразительный"  и  "Незаможник",  сторожевые корабли "Шторм" и "Шквал", подводная лодка Л-24, торпедный катер, транспорт и плавдок (немцы сбросили 170 бомб общей массой около 50 тонн). И это при том, что военно-морская база Новороссийск имела мощную противовоздушную оборону. В нее входили 29 орудий 85-мм калибра, 38 - 76,2-мм пушки, 4 зенитных пулемета М-4, 29 прожекторов, радиолокационная станция РУС-2 и 62-й истребительный авиаполк. Воздушное пространство над базой перекрывалось восьмислойным огнем зенитной артиллерии. В противовоздушную оборону базы включались и зенитные огневые средства кораблей. А это еще более полусотни стволов. Но от зенитного огня немцы не потеряли ни одного самолета. Только три "Юнкерса" были сбиты нашими истребителями.

Не числом, а умением надо побеждать противника. Так учил Суворов. Так поступал' Ушаков. В этой связи на заданный вопрос - не много ли самолетов было выделено на уничтожение одного устаревшего корабля? - ответ дала сама история.

В архивы же попал "Отчет по операции уничтожения ББО "Вяйнемяйнен" в порту Котка"
(Штаб ВВС КБФ, 1944 г.) на титульном листе которого по указанию Главного штаба Военно-Морского Флота название "Вяйнемяйнен" было зачеркнуто, а выше сделана надпись - "Считать крейсер ПВО "Ниобе". Так топили "Вяйнемяйнен". "