использовались ли РСы на Ла? Если да то стандарт или полевая модификация? А то все мои источники только бомбы упоминают.
использовались ли РСы на Ла? Если да то стандарт или полевая модификация? А то все мои источники только бомбы упоминают.
Если мне не изменяет память, то с 42 года РС-ы на истребители ставить перестали. Основная причина - снижение скорости от направляющих РС...
Поднимаю тему движим слегка другим вопросом.
Кто что знает о количестве/периодах производства модификаций Ла-5?
Вроде Ла5 стали строить сразу. Но в каких количествах и где?
Ла-5Ф. Двигатель форсировали осенью 42. А как с его производством? Форсировали ли "стандартные" М-82 на заводах/в частях?
Если модификация Ла-5 ФН пошла в серию в марте 43, то почему за весь 43 год ее было построено всего тысяча штук?
Вобщем, кто что знает/думает высказывайтесь пожалуйста.
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
Использовали ли РС (БРС) против кораблей? (1941-1945)
Скорее всего нет, не форсировали. Но то что на старых лавках (тех, которые с гаргротом по типу ЛаГГ-3) ставили М-82Ф - это факт. На некоторых после ремонта или плановой замены двигателя по выработке ресурса, на некоторых поздних сериях возможно изначально ставили М-82Ф.Originally posted by deCore
Ла-5Ф. Двигатель форсировали осенью 42. А как с его производством? Форсировали ли "стандартные" М-82 на заводах/в частях?
Пример такой "Лавки":
Ну, Ла-5 с М-82Ф на ЛаГГовском планере было выпущено много.
Интересно, выпускалась ли модификация М-82Ф параллельно с М-82? ИМХО, врядли. Соответственно, с декабря 1942 Ла должны были выпускаться с М-82Ф поголовно. Запас планеров ЛаГГа + налаженное их производство на заводах это понятно. Но двигатели М-82 (не Ф) взять-то негде...
Кстати, интересная диаграмма высотности у М-82Ф. 1750 лошадей на 1000м. Номинал (форсажа нет).
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
Да, использовали. У Голубева в главе о Ханко подробно описывается успешная атака РС-82 с И-16 на сторожевик противника с явным указанием, что для подобных атак было принято устанавливать их на контактный взрыв.Originally posted by SL PAK
Использовали ли РС (БРС) против кораблей? (1941-1945)
А вот БРС скорее всего вообще не использовались, а если и использовались, то без особого успеха. Входное отверстие, пробиваемое этим боеприпасом в корпусе, ничтожно мало и заделывается без особых проблем, большие объемы внешних отсеков являются эффективнейшей камерой расширения, так что в отличие от танка, эффективность БРС в применении к кораблю стремится к нулю.
У летчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить-большая заслуга,
Но друга спасти-это высшая честь. /А.Твардовский/
Здесь небольшая timeline.
Пожалуйста, поправте/пополните если есть инфо.
----------
May, 1941 – M-82 tests completed, engine goes to production.
March, 1942 - LaGG-3 M-82 - First flight.
April-May, 1942 - Production of M-82A begins on Perm engine factory.
March-May, 1942 - tests in NII VVS and LII. LaGG-5 production begins.
December, 1942 - First M-82F engines fitted into production La-5 (not La-5F).
December, 1942 - La-5F (M-82F engine) production begin.
September-October, 1942 - Tests of Tu-2 with M-82NV engines.
December, 1942 – Tests of La-5 with M-82NV engine completed.
December, 1942 – M-82NV (direct fuel injection) dev. sample engine tests completed.
December, 1942 – M-82F engine goes to production. “Take-off” regime becomes “nominal”.
Early 1943 - Last M-82F powered La-5F delivered.
March-April, 1943 – First series of La-5FN (with М-82FNV engine).
May-June, 1943 – Name of the engine officialy changed to M-82FN.
April, 1944 - Name of the engine changed to ASh-82FN, in honor of its General Designer.
June, 1944 - One of the first La-7 with ASh-82FNV engine modified as La-7TK (with turbocharger installed).
September-November, 1944- Rechlyn tests by Hans-Werner Lerhe of La-5FN with M-82FNV engine captured at Gross-Schimanen airfield. Test report is dated March 20, 1945.
А ведь волк остался бы в живых, если бы не заговорил в темном лесу с незнакомой девочкой в красной шапочке.
"Новый истребитель И-185 конструкторское бюро Поликарпова создало еще до начала войны. еще не полностью доведенная машина показала скорость 680 км/ч- что примерно на 100 км/ч выше чем у любого истребителя люфтвафе. После длительных испытаний стало ясно, что И-185 - лучший истребитель в мире. Причем подчеркивалось, что возможности конструкции полностью не исчерпаны и ее можно улучшить. К такому же выводу пришли летчики, проверившие самолет в боевых условиях на Калининском фронте. Они писали, что И-185 обладает подавляющим превосходством над любым истребителем того времени.
Мощный двигатель давал машине большие приемущества даже по сравнению с легкими истребителями с двигателями жидкостного охлаждения (удельная мощность примерно в 1,5 раза больше чем у Як-1). Она отличалась исключительной маневренностью, особенно на вертикалях.
Но по причинам не зависящим от КБ, самолет в серию попасть не успел. Между тем в начале войны моторостроительные заводы заводы производили 40% двигателей с воздушным охлаждением, предназначенных для установки в основном на И-185. Задержка с выпуском истребителя привела к тому, что авиационных моторов не хватало, а двигатели с воздушным охлаждением шли на склад.
Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, Наркомат авиационной промышленности предложил Поликарпову передать чертежи силовой установки И-185 конструкторским бюро А.С.Лавочкина, А.И.Микояна, А.С.Яковлева. В конце 1942 года ими на основе уже выпускавшихся машин были созданы три истребителя. Истребитель КБ Микояна Миг-9 оказался тяжелым, Яковлев поставил полученный двигатель на Як-7. В целом машина была удачной, но самолет требовал доводки. Лавочкин установил двигатель на уже снятый с производства ЛаГГ-3. Истребитель получил индекс ЛаГГ-5, впоследствии Ла-5. С учетом перегруженности заводов выпускавших "яки", было принято решение приступить к выпуску ЛаГГ-5. Этот истребитель в отличае от И-185 не был спроектирован специально под двигатель с воздушным охлаждением, поэтому он не развивал большой скорости и имел меньшую бомбовую нагрузку. Лучшими характеристиками отличался истребитель Ла-5ФН с мотором имевшим непосредственный впрыск топлива. При такой же горизонтальной скорости как истребители люфтвафе он превосходил их в вертикальном маневре. Ла-7 имел лучшую аэродинамику и смог достич скорости 680 км/ч."
Ну, Ла-5Ф госиспытания прошел только в январе 43-го. Так что вряд ли он пошел в серию в денкабре.Originally posted by deCore
Ну, Ла-5 с М-82Ф на ЛаГГовском планере было выпущено много.
Интересно, выпускалась ли модификация М-82Ф параллельно с М-82? ИМХО, врядли. Соответственно, с декабря 1942 Ла должны были выпускаться с М-82Ф поголовно.
Есть мнение, что были значительные запасы как раз М-82.Originally posted by deCore
Запас планеров ЛаГГа + налаженное их производство на заводах это понятно. Но двигатели М-82 (не Ф) взять-то негде...
Самый главный вопрос: старый фюзеляж+М-82Ф выпускался под обозначением Ла-5Ф или как Ла-5?
Mortui vivos docent
Опять так, есть мнение, что Ла-5ФН не заменял Ла-5Ф на ковейре, что эти две модификации выпускались параллельно.Originally posted by deCore
Если модификация Ла-5 ФН пошла в серию в марте 43, то почему за весь 43 год ее было построено всего тысяча штук?
Mortui vivos docent
Под него строился новый завод? Какой?Originally posted by Polar
Опять так, есть мнение, что Ла-5ФН не заменял Ла-5Ф на ковейре, что эти две модификации выпускались параллельно.
Если нет, то в ущерб какому самолету он выпускался?...
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
А Лавочкину обязательно нужны были госиспытания, чтобы заменить двигатель его новой модификацией?Originally posted by Polar
Ну, Ла-5Ф госиспытания прошел только в январе 43-го. Так что вряд ли он пошел в серию в денкабре.
Тычем пальцем (первое что попалось): Як7А
Самолет был модифицирован в конце 1941 г. и проходил совместные испытания (заводские и государственные) с 16 января по 22 февраля 1942 г. на заводе N 153.
...
Як-7А выпускался на заводе N153 в январе-мае 1942 г.
То есть, Яковлев, конечно не Лавочкин, но практика такая была.
Вообще, вностить отдельные изменения в конструкцию по ходу дела от серии к серии было делом обычным.
А вот это, как раз может быть. Знать бы еще эти запасы.Originally posted by Polar
Есть мнение, что были значительные запасы как раз М-82.
Цифры какие-нибудь есть?
Ла5Ф:Originally posted by Polar
Самый главный вопрос: старый фюзеляж+М-82Ф выпускался под обозначением Ла-5Ф или как Ла-5?
Задел планеров ЛаГГ-3 был достаточно большим, даже многие Ла-5Ф изначально строились как ЛаГГи. Большой задел не позволял улучшить обзор назад. (не знаю, откуда airwar это перепечатал)
Но это, разумеется не говорит о том, что не было Ла5 с М-82Ф.
Хотя, главные черты Ла5Ф, это:
1. Двигатель М-82Ф.
2. 3 бака.
остальные изменения в конструкции (планера) были не во всех Ла-5Ф.
Так что понять, где кончается Ла-5 и начинается Ла-5Ф довольно трудно.![]()
Крайний раз редактировалось deCore; 10.02.2004 в 20:14.
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
А, впрочем, что-то у меня есть смутные сомнения на этот счет. Где инфа про запасы М-82?Originally posted by Polar
Есть мнение, что были значительные запасы как раз М-82.
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
Вообще в "Советском самолетостроении" в разных главах постоянно упоминается, что моторостроители не успевали за выпуском истребителей. Так что про большие запасы это действительно сомнительно. Тут цифры нужны
А еще удивительно другое, откуда вообще взялся этот мотор. На какой самолет его планировалось поставить в 41 году, что он был запущен в серию.
Этот мотор ставили на Су-2
"F t f e!" девиз клуба "У кого за 20..."
АвтоВАЗ - must die!
Китайские машины-кал,а А-спид не прав ни разу.
Archer01 выше по топику привел цитату откуда-то (не указал источник). Но эта цитата мне сомнительна- никто не стал бы выпускать на гора движки к незапущенному в серию агрегату.
Тем более, то И-185 все-же не под М-82 проектировался а под М-71, с большим миделем. Под М-82 он был переделан.
Су-2 же было выпущено 500 штук. Зачем делать запасы М-82 под единственный, да и тот не массовый, самолет- мне лично непонятно...
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
А тут вообще замечательная, чисто отечественная история.Originally posted by bobby
Вообще в "Советском самолетостроении" в разных главах постоянно упоминается, что моторостроители не успевали за выпуском истребителей. Так что про большие запасы это действительно сомнительно. Тут цифры нужны
А еще удивительно другое, откуда вообще взялся этот мотор. На какой самолет его планировалось поставить в 41 году, что он был запущен в серию.
См. "Самолетостроение в СССР", стр. 179.
А вкратце вот (это из "Ла-5" серии "война в воздухе")
Все три запущенных в серию предвоенных советских истребителя. Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, имели двигатели водяного охлаждения. Нет необходимости останавливаться на причинах такого выбора, важно отметить, что в двигателях водяного охлаждения авиапром испытывал недостаток (яркое свидетельство - прекращение производства МиГ-3 в пользу Ил-2), в то время как «звезды» воздушного охлаждения M-82 в буквальном смысле было некуда девать. Выпуск разработанных под этот двигатель бомбардировщиков Су-2 и Ту-2 собирались прекращать (массовое производство Ту-2 еще и не начиналось). Секретарю пермского обкома партии Н.И.Гусарову, выпускнику МАИ, удалось «пробить» наверху решение заказать под М-82 варианты истребителей МиГ, Як и ЛаГГ. Двигатель М-82 является одним из наиболее удачных моторов воздушного охлаждения, созданных в годы второй мировой войны; всего было построено 71 000 моторов 22 модификаций.
Ну а ранее Гусарову удалось "пробить" решение о запуске его в Перми в серию.
Крайний раз редактировалось Polar; 12.02.2004 в 20:32.
Mortui vivos docent
Ладно, главный вопрос - сколько каких модификаций было выпущено.
Если посмотреть в то же "Самолетостроение...", превратившееся у нас чуть не в Библию (ИМХО, не совсем заслуженно), то там на стр. 235 вы увидите, что большая часть выпущенных самолетов была Ла-5. Даже в 1944 году.
В принципе, такая же табличка повторяется в книге Якубовича "Самолеты Лавочкина".
Посмотрел я в нее внимательно, удивился....но понял - табличка эта - полная хренотень.
Там указывается, что ГАЗ № 21 не выпускал Ла-5ФН! Вообще!
Но это полная, повторюсь, ерунда.
Головной 21 завод выпустил как раз большую часть Ла-5ФН.
Вот так вот:confused:
Mortui vivos docent
Теперь по поводу даты выпуска.
Действительно, первые Ла-5 (то есть со "старым" фонарем и гаргротом) с М-82Ф в серии с декабря 1942.
Ла-5Ф со срезанным гаргротом - с марта 1943.
Ла-5ФН - аналогично в марте 43-го.
Mortui vivos docent
Для Ту2 его делали. А потом для Лавок он подошел, да так хорошо, что Ту2 только в 44 запустили в большие серии.Originally posted by bobby
Вообще в "Советском самолетостроении" в разных главах постоянно упоминается, что моторостроители не успевали за выпуском истребителей. Так что про большие запасы это действительно сомнительно. Тут цифры нужны
А еще удивительно другое, откуда вообще взялся этот мотор. На какой самолет его планировалось поставить в 41 году, что он был запущен в серию.
бывший 2GvShAD_Tikhon
Все это вторичные измышления! Гос испытания М82 прошел весной 41 года и был направлен в серию. В это время ни один из известных самолетов проектировался под этот двигатель. Су2 это М88, какоето количество было сделано с двигателем М82. Единственное, что приходит в голову это МиГ-9, задание на который было дано так же весной 41 года. Все остальные самолеты под М82 не планировали переделывать. Ту-2 планировался под рядные движки, это потом его переделали по приказу сверху. Точнее переделали его успешно только Лавочкин и Туполев, остальные работали только для галочки или просто не смогли этого сделать. Но все эти переделки начались в районе лета 41 года, когда оказалось что эти моторы не на что ставить. От выпуска чего отказались летом 41, только Су-2?
Согласен. Позовите badger'аOriginally posted by Polar
Ладно, главный вопрос - сколько каких модификаций было выпущено.
"Ох уж это сказки..." Во многих книгах, почему-то любой Ла-5 (Ф, ФН) называется просто "Ла-5". Может в этом причина?Originally posted by Polar
Если посмотреть в то же "Самолетостроение...", превратившееся у нас чуть не в Библию (ИМХО, не совсем заслуженно), то там на стр. 235 вы увидите, что большая часть выпущенных самолетов была Ла-5. Даже в 1944 году.
- А что, отец, невесты у вас в городе есть?
- Кому и кобыла невеста.
Гм...Originally posted by bobby
Все это вторичные измышления! Гос испытания М82 прошел весной 41 года и был направлен в серию. В это время ни один из известных самолетов проектировался под этот двигатель. Су2 это М88, какоето количество было сделано с двигателем М82. Единственное, что приходит в голову это МиГ-9, задание на который было дано так же весной 41 года. Все остальные самолеты под М82 не планировали переделывать. Ту-2 планировался под рядные движки, это потом его переделали по приказу сверху. Точнее переделали его успешно только Лавочкин и Туполев, остальные работали только для галочки или просто не смогли этого сделать. Но все эти переделки начались в районе лета 41 года, когда оказалось что эти моторы не на что ставить. От выпуска чего отказались летом 41, только Су-2?
КБ Шевцова сидело на серийном пермском заводе, выпускавшем М-62.
М-82 был создан в инициативном порядке. Прошел госиспытания в 1940-м году.
Но по решению НКАП вместо М-62 завод переводился на выпуск АМ-35.
Секретарь Пермского обкома Гусаров направил протест в ЦК, напирая на высокие характеристики М-82.
Двигатель вторично прошел госы весной 1941 года, решение по переводу пермского завода на АМ-35 было отменено.
Но поскольку в высоких инстанциях выпуск М-82 не планировался заранее, то и самолеты под него не проектировались.
Ввиду таких вывертов "незаконнорожденный" М-82 потом и пытались поставить куда ни попадя - на МиГ-3 и Як-7, на ЛаГГ-3 и Ту-2, на Пе-2 и Пе-8, на Ил-2 и И-185...
Список можно продолжать.
Mortui vivos docent