С захватом левого побережья р. Дон в августе 1942 г. противник, сосредоточив на Сталинградском
фронте до 1000 самолетов, из …[«смазан» текст – В.Т.]… 300 истребителей и 600 бомбардировщиков, при их
мощной поддержке с воздуха, начал наступление на Сталинград с целью захвата его с хода.
С выходом механизированных частей противника к внутреннему поясу обороны за Сталинград
усилия авиации противника были направлены на преодоление сопротивления нашей обороны на окраинах
города.
В эти периоды действия авиации противника характеризовались следующим:
И с т р е б и т е л и
....
3. Сопровождали своих бомбардировщиков. Прикрытие своих боевых порядков противник
осуществляет группами, расчлененными попарно по фронту и высоте, предоставляя возможность широкого
маневра каждой паре. Несколькими слоями по фронту – непосредственно на поле боя и на перехват по
траверзе наших аэродромов.
При решительном противодействии наших истребителей противник весьма быстро наращивал свои
силы путем вызова свежих сил. Отсутствие в первый период вызова свежих сил с нашей стороны принуждало
наших истребителей вести оборонительный бой и зачастую отходить с боем вплоть до своих аэродромов.
«Охотники», как правило, действовали попарно, в открытый бой не вступали, а выбирали удобный
момент для внезапной атаки.
За 5-10 минут до прихода бомбардировщиков в район цели приходили 1-2 пары истребителей с
целью сковать наших истребителей и дать возможность беспрепятственно выполнить задачу своим
бомбардировщикам.
При непрерывном действии бомбардировщиков истребители противника все время находились над
полем боя и прикрывали их действия.
Как …[«смазан» текст – В.Т.]… истребители противника сопровождали своих бомбардировщиков
…[«смазан» текст – В.Т.]… поля боя и за линию фронта после выполнения ими задач, а затем возвращались
для прикрытия своих войск, перехвата наших самолетов, блокировки близлежащих наших аэродромов или же
уходили на свой аэродром. Это объясняется тем, что преследование нашим …[«смазан» текст – В.Т.]…
бомбардировщиков противника в глубину занятой ими территории, как правило, не производилось.В воздушных боях с нашими истребителями истребители противника действовали парами,
эшелонируясь по высоте, атаки производились сверху и в хвост, открывая при этом огонь с дистанции 100-
150 м. Второй самолет действующей пары стремился завершить атаку первого.
В воздушных боях истребители противника почти все имели превосходство в высоте над нашими
истребителями.
Истребители противника, завязывая бой с нашими истребителями сопровождения, отрывали их от
сопровождаемых, после чего выделяли пары или одиночные самолеты для борьбы с нашими
бомбардировщиками и штурмовиками. [9]
В большинстве случаев Ме-109 атакуют наши Пе-2 сзади снизу в хвост на одном уровне, иногда
сзади сверху и часто с плоскостей под углом 60-70о, открывая огонь с дистанции 500-600 м. Пользуясь
отсутствием маневра со стороны Пе-2 и организованной прицельной стрельбы, Ме-109 сближаются и
короткими стремительными ударами сбивают Пе-2.
Неоднократно наши разведчики, летавшие на высоте 6000-7000 м. перехватывались истребителями
противника.
А вот с перехватом, да не все было гладко...
Опыт боев под Сталинградом показывает, что истребители противника не атакуют наши штурмовики
до подхода к цели, боятся подойти к организованной компактной группе, а производят атаки над целью и
особенно после атаки цели, когда боевой порядок расстраивается и остаются одиночки.
В период завершения полного окружения войск противника под Сталинградом и начала разгрома
котельниковской группировки противника истребители противника продолжали вести «свободную охоту»,
прикрывали свои войска и обеспечивали посадку и выгрузку грузов транспортных самолетов на аэродромах,
расположенных на территории под Сталинградом.
(с) Командующий 8-й воздушной армией
генерал-майор авиации ХРЮКИН
Начальник штаба 8-й воздушной
полковник БЕЛОВ
Да, Илов судя по всему немцы опасались... Но своих они прикрывали. И судя по описанию - грамотно прикрывали.
Оттуда же по бомберам:
Б о м б а р д и р о в щ и к и
Группами 25-30 самолетов действовали по нашим войскам на поле боя, по аэродромам,
железнодорожным эшелонам и транспортам на р. Волга.
В результате систематических налетов авиации противника система ПВО в районе Сталинграда была
частично подавлена, а истребители, из-за их малочисленности, не в состоянии были в достаточной мере
оказать противодействие. Поэтому бомбардировка производилась не только группами, но и парами, а иногда
и одиночными самолетами, которые становились в «круг» и сбрасывали прицельные бомбы, как правило, с
пикирования.
В период выхода механизированных частей к внутреннему поясу обороны за Сталинград противник
применял массированные удары по нашим войскам, которые выражались не только одновременным налетом
большого количества самолетов, но и непрерывностью бомбардировок по определенным участкам наших
войск.
В сентябре 1942 г. на Сталинградском фронте было отмечено 17 300 самолето-пролетов противника,
что в среднем составляло 577 самолето-пролетов в день в течение всего времени.
Массированные действия в этот период противник создавал за счет широкого маневра аэродромами,
расположения бомбардировочной [10] авиации на удалении, допускающем производить до 2-3 вылетов в
день на один самолет.
Бомбардировщики противника распределяли свои функции следующим образом: Ю-87 действовали
по переднему краю наших войск и, как исключение, заходили за левый берег р. Волга; Ю-88 и Хе-111, как
правило, действовали в глубине тактической обороны на левом берегу р. Волга и фронтовых тылах (по
артиллерийским позициям, железнодорожным станциям и населенным пунктам).
В зоне огня нашей зенитной артиллерии бомбардировщики противника расчленяли свой боевой
порядок на звенья или пары, причем ведущее звено или пара следовали, не изменяя курса, правое обходило
сферу обстрела правым полукругом, а левое – левым, затем разворачивались на цель и если таковая была
близко, производили бомбометание.
При наличии наших истребителей над полем боя бомбардировщики противника делали одни заход и
уходили на свой аэродром, а при активном противодействии наших истребителей до подхода к цели
разворачивались и уходили на свою территорию, но через некоторое время возвращались обратно для
выполнения своей задачи. В тех случаях, когда наши истребители атаковывали бомбардировщиков в районе
цели, последние, как правило, поспешно сбрасывали бомбы и уходили в облака или со снижением под
защиту своей зенитной артиллерии.
В период завершения полного окружения войск противника пол Сталинградом и разгрома
котельниковской группировки основная задача ВВС противника была: транспортировка грузов для
окруженной группировки в Сталинграде, прикрытие отхода своих войск и препятствие продвижению наших
войск бомбардировочными действиями в составе групп 7-12 самолетов. Последнюю задачу
бомбардировщики противника выполняли вплоть до занятия нами г. Ростова.
На Сталинградском, а также на Южном фронтах были отмечены следующие типы самолетов
противника: Ю-88, Ю-87, Хе-111, До-215, До-217, Ю-52, ФВ-189, Хш-126, Ме-109, Ме-109Ф, Ме-109Г-2, Ме-
110.
Появившийся на других фронтах истребитель ФВ-190 на нашем фронте не замечен.
Приписываемой люфтам трусости я тут не вижу. А если почитать замечания по действиям ВВС РККА... На 43 год люфтваффе вполне достойно выглядело.