Я как человек, который в данный момент учится летать на реальных самолётах могу от себя добавить.
Симуляторы, в частности ИЛ-2 помог получить теоритические знания о действиях лётчика в самолёте.
Т.е. после симулятора ты знаешь, что за приборы стоят в самолёте, за что отвечают, и как работают наглядно.
Так же получаешь представление, в какую сторону пойдёт самолёт, если дёрнуть ручку вправо, влево и т.д.
На этом положительное кончается. Для себя я отметил, что после ИЛа я неправильно с большой амплитудой дёргал РУСом, вместо того, чтобы заменить одно большое движение двумя с небольшой амплитудой.
Опять же из за ИЛа долго не могло допереть правильно пользоваться педалями.
Вообщем чем меньше реальный налёт, тем больше вреда от симулятора.
Неправильная моторика переносится на реальный самолёт.
Но с ростом реального налёта симулятор начинает как то отделятся от реального самолёта и не мешает.
По аналогии если я за рулём легковой машины более 10 лет, то никакие "вечерние" гонки в наскар или формулу один не окажут никакого воздействия на мои навыки управления реальной машиной.