Цитата Сообщение от timsz
Это понятно. Я сделал на это скидку, но получается, что все равно не должен он в штопор валиться.

Почему-то я Ефимову верю. И в то, что он это говорил, тоже верю.
Галущенко взлетел, пошел по кругу. На другом конце аэродрома под холмом выставлены кузова трофейных автомобилей — это полигон. Самолет начал на них пикировать, потом сразу из четырех отсеков посыпались бомбы — сброшены залпом. Донесся раскатистый взрыв, а я вижу, что все бомбы упали с перелетом. Галущенко резко выхватил самолет из пикирования, видно, разозлился из-за промаха, — заложил крутой крен, пошел на повторную атаку. Сверкнули трассы, но и разрывы снарядов легли не кучно, как должны при хорошей стрельбе, а пропахали длинную дорожку. Снова крутой подъем — и самолет, проткнув тонкий слой облачности, исчез. Он теперь там купается в солнечном свете, а мотор уже запел на все лады. Его звук то поднимается до самой высокой ноты, то вдруг смолкает, чтобы через несколько секунд снова зазвенеть. Догадываюсь: «Николай Кириллович отводит душу на недозволенных фигурах». Теперь ведь никто не видит самолета, об этом можно лишь догадываться.

Долго пилотировал Галущенко за облаками, потом звук оборвался, были слышны лишь редкие хлопки, как при планировании. И тут я увидел вынырнувший из облаков штурмовик, который широкими крыльями заканчивал отмах витка штопора. Вращение приостановлено, самолет начал выходить из крутого угла, выписывая кривую глиссаду. «Что это, новый трюк?» — мелькнула мысль, но тут же я понял, что для вывода самолета из угла не хватит высоты. До земли остаются считанные метры, а самолет все еще целится носом в землю.

Мгновение — треск, грохот, совсем недалеко от меня закувыркались обломки самолета...

...Гроб на полуторке повезли по слякотной дороге на офицерское кладбище в Темрюк. Туда, где погиб Михаил Талыков.


Емельяненко Василий Борисович
В военном воздухе суровом



Открываем Хронологию Родионова:

В ноябре 1942 в НИИ ВВС КА были проведены специальные испытания одноместного и двухместного самолетов Ил-2 на определение противоштопорных свойств. Испытаниям подверглись самолеты N 301058 и N 1878330 при центровках самолетов 28,6% САХ (одноместный) и 32% САХ (двухместн).
В результате испытаний установлено, что как одноместный, так и двухместный самолеты устойчиво парашютируют на скорости 170-180 км/час.
Только дача педали и взятие ручки на себя заставляют самолет переходить в штопор. В левый штопор двухместный самолет входит охотнее.
Двухместный самолет с полетным весом в 6040 кг имеет тенденцию перехода в плоский штопор.
В результате испытаний составлены указания по выводу самолетов из штопора.
Заключение: Допускать на одноместном самолете Ил-2 с использованием тренированного летного состава ВВС выполнение штопора до одного витка.
На двухместном самолете разрешается только парашютирование и срыв в штопор до 1/2 витка при полной разгрузке задней кабины (453).
Акт утв. ГИ ВВС КА 17 ноября 1942 (489).