А мотор у месса , конечно, покруче будет..., да и скорость опять же крейсерская...

Скорость, оно, конечно да, а вот движки...
Давайте глянем удельную мощность(звиняйте, цифры не очень точные):
1. И-16 900л.с./1300кг(пустой)=0.69л.с./кг
2. Bf-109Е3 1100л.с/1900кг(пустой)=0.57л.с/кг
3. Bf-109F2 1200л.с/2355кг(пустой)=0.50л.с/кг
Загруженным мессерам еще хуже , но немного лучшеет на высоте.
Отсюда мораль - на небольших скоростях, когда большое лобовое сопротивление Ишака сказывается не очень сильно, наиболее вероятно, что скорость он будет набирать быстрее, чем мессер. Да, максимальная скорость Ишака невелика, но случись мессеру потерять скорость(практически при любом маневре), И-16 имеет достаточно неплохой запас времени для висения на хвосте у супостата. Так что удивляться уберности И-16 нет смысла. Такой он видимо и был.