После смерти Христа, жизнь его обросла легендами, взятыми в большей своей части из предыдущих религиозных представлений. Основывать церковь не входило в планы Иисуса, предсказывающего скорое наступление Конца света. Это сделал за него другой гений. Гения звали Павел.
О жизни Павла мы узнаем из его писем и истории апостолов. Родился он в 10 году в Малой Азии. Был евреем и римским гражданином. Звали его Савл. Ему, сыну богатых горожан, "плебейское" учение Христа было чуждо. Изучив в иерусалимском университете фарисейскую теологию, он, в 35-40 годах, отправился по поручению Синедриона в сирийский Дамаск, чтобы, скорее всего, разузнать побольше о действующей там христианской общине, представляющей в глазах евреев еретическое движение. Именно на пути в Дамаск с Павлом произошло обращение. (Кстати, Павлом его, вероятно, звали и до этого: образованные евреи охотно брали себе дополнительные римские имена.)
С этого момента Павел становится ревностным носителем и миссионером учения Христа, с которым он лично не был знаком. Будучи умнее всех остальных апостолов (может быть, что и вместе взятых), Павел из того, что он знал об учении Иисуса, образовывает религию.
То, что эта местами воинствующая и негибкая религия очень мало общего имеет с учением Иисуса, очевидно для любого внимательного читателя Нового завета. Кстати, письма Павла и составляют самую старую часть Нового завета. Да и четыре Евангелия возникли во многом на их базе. Собственно, все учение о грехах и очищении также происходит от Павла, который тем самым создал основу для образования церкви.
Так что христиане скорее "павловцы", чем "христиане". И остается лишь поражаться гению человека из мягкого учения бедняков создавшего церковь, купающуюся в богатстве и золоте.