Я конечно в экономике и организации производства не особо разбираюсь. Но исходя из практического опыта и обычной смекалки при просмотре все тех же "новостей" осмелюсь предположить, что столь низкая отдача при высоких затратах у нас на предприятиях в основном:
а) из-за плохой организации товарно-производственных отношений МЕЖДУ предприятиями. Столь сложный девайс как самолет просто не может быть изготовлен силами одного предприятия. Соответственно требуется покупать запчасти/детали/комплектующие у других предприятий - а изготовление заказа качественно и в срок на российских предприятиях стало моветоном, и также вовремя выделять деньги для закупки или оплаты этого самого заказа тоже считается не очень хорошим тоном. Ждут весь год (причем те кто заняты в производстве весь этот год капают начальству на мозги, что вот надо бы пораньше, чтоб не суетиться и не болела голова насчет качества), а когда уже приперло СРОЧНО выделяют деньги и также СРОЧНО изготавливается заказ (с соответствующим качеством), и присланные запчасти с соответствующим качеством же устанавливаются. А авиация и космонавтика не те отрасли, которые прощают тяп-ляп - одна плохо сделанная или прикрученная гайка оборачивается катастрофой.
б) составляет заказ один человек, а оформляет и подписывает его совершенно другой человек, совершенно в предметной области заказа не разбирающийся (т.н. завхоз или закупщик) - в итоге заказывали синие уголки алюминиевые, а прислали зеленые стальные двутавры. А если сюда вмешаются еще и экономисты которые посчитают что алюминиевые уголки (да еще и крашенные) это дорого, то вообще труба - могут прислать пластиковые ребра жесткости. (все предметы для исключительно примера)
в) почти все российские инвесторы сейчас боятся вкладывать деньги в действительно долгосрочные проекты (лет эдак 10-15-20-30-50) - максимум на что сподабливается производитель - проинвестировать на 3-4 года вперед. А именно долгосрочные вложения могут повышать эффективность и развивать столь наукоемкое производство как авиапром. Причина проста - производитель и отдельные граждане не доверяет государству - все мы прекрасно помним 1998-й год. В основном выполняется задача нахапать по максимуму, а после хоть трава не расти.