Крылья Люфтваффе, часть пятая: Мессершмитт.
Москва, Изд. отд. ЦАГИ, 1995г.
Данная публикация представляет собой перевод английского историка авиации Вильяма Грина "Боевые самолеты третьего Рейха"

Bf 109G в других странах
К началу 1943г. Bf 109G появился на вооружении авиации союзников Германии. Одним из первых получателей стали финны. К концу 1942г. советская авиация, противостоящая финнам, качественно обновилась, и устаревшие финские истребители уже не могли противостоять Ла-5. 23 января 1943г. была сформирована "Мерсу лаивуе" (эскадрилья "Мессершмиттов") HLeLv 34 в составе 3-го воздушного полка. Первые 16 Bf 109G-2 поступили в Финляндию пятью неделями позже - 3 марта. Ещё 12 прибыло к 16 мая, после чего HLeLv 34 под командованием майора Эйно Луукканена была доведена до полного состава - 28 истребителей. Из них 1/LeLv 34 вместе с семью самолетами была размещена в Мальми-Хельсинки для защиты столицы, 2 и 3/LeLv 34 действовали в Утти. В июне 1/LeLv 34 была перевведена в Суулаярви, а в Мальми ее заменила 3/LeLv 34. 2 августа штаб HLeLv 34 и 2/LeLv 34 были переведены в Кими под Коткой. За первые четыре месяца боев (с 19 мая по 11 сентября) Bf 109G-2 числили за собой 100 сбитых советских самолетов при потере 6 собственных (в бою).
До начала тяжелых оборонительных боев летом 1944г. в Карелии финские ВВС получили еще одну партию Bf 109G. Финны заказали Bf 109G-6, и первая партия из 15 машин поступила в HLeLv 34 в апреле 1944г. Эскадрилья сдала 15 оставшихся Bf 109G-2 в HLeLv 24, где последние заменили устаревшие "Брюстеры"-239. В мае и июне поступило еще несколько партий машин. Начавшаяся в Германии дезорганизация сказалась на этих поставках. Помимо заказанных Bf 109G-6 и G-6/R-6 в поставках попадались Bf 109G-5/U2 и Bf 109G-10. Вместе с ними были поставлены три разведчика Bf 109G-8, а в август - Bf 109G-14. Правда, финны всех их называли Bf 109G-6, но реальная их разнотипность вместе с ухудшением поставок запчастей сказалась самым серьезным образом на боеспособности парка "Мессершмиттов".
К 12 июня 1944г HLeLv 34 имела 36 истребителей, а HLeLv 24, сдавшая 8 оставшихся Bf 109G-2 в HLeLv 28, частично была вооружена Bf 109G последних серий, называемых Bf 109G-6. 16 июня последняя вместе с HLeLv 34 базировалась на Лаппеенранта. В течение следующих двух дней обе эскадрильи из-за недостатка запчастей имели летными только два-три истребителя. Ситуация медленно менялась к лучшему, и уже к 21 июня HLeLv 34 была переведена в Таипалсаари с 9 боеспособными самолетами, а часть HLeLv 24 была перемещена в Утти. К 15 июля HLeLv 34 в постоянной готовности поддерживала 24 Bf 109G. Когда 4 сентября финны согласились на советские условия перемирия, Bf 109G финских ВВС числили 270 побед при потере 22 самолетов (в бою) и 11 летчиков. Пять пилотов "Мессершмиттов" получили крест Маннергейма (из 15 пилотов всех финских ВВС, получивших эту высшую награду).
Включая первую партию Bf 109G-2, финские ВВС получили 132 истребителя серии G. Оставшиеся самолеты состояли в HLeLv 31 и 33 в Утте (это были переименованные в декабре 1944г HLeLv 24 и 34) вплоть до окончательного снятия истребителей "Мессершмитта" с вооружения в 1954г.