Вопрос: Я часто слышу как евреи называют неевреев «гой». Что означает это слово? Не является ли оно «обратной» аналогией слова «жид»?
Отвечает реб Мордехай Томашпольский:
На иврите слово «гой» означает «народ». Тора употребляет его и по отношению к еврейскому народу; например: «Сделаю тебя (Авраама) великим народом (ле гой гадоль) и благословлю тебя, и увеличу твое имя» (Берешит 12:2); «Кто он, такой великий народ (гой гадоль) с такими справедливыми законами и уставами!» (Дварим 4:8). Все же чаще это слово употребляется для обозначения остальных народов, не сыновей Израиля: «Поднимет на тебя Всевышний народ (гой) издалека, от края земли» (Дварим 28:49). Есть и другие слова — «ам», «ума», — оба в значении «народ»; все они встречаются в Торе применительно не только к евреям, но и к их соседям.
Что привело к тому, что сегодня словом гой часто называют не просто какой-то народ, в совокупности, а именно одного человека, нееврея? Дело в том, что многие законы иудаизма требуют четкого различия между евреем и неевреем.
Например, брак с неевреем или нееврейкой для потомков Израиля не несет на себе святости брака. Евреям нельзя пить виноградное вино, сделанное неевреями, и т. д. Для обозначения неевреев при формулировке законов употреблялись разные слова: «нохри» (чужой), «акум» (идолопоклонник), и пр.
Слово «гой» в том же значении — чужой — стало употребляться относительно недавно. Ничего ругательного и унизительного в нем нет. Оно отнюдь не является «обратной» аналогией слова «жид». Нужно помнить, что Тора запрещает плохо относиться к другим народам.