Ла-5.
Латвийский след
КБ Лавочкина несколько лет хронически испытывало «кризис жанра». Еще в 1940 году его спасли от расформирования, поручив исследовать закупленные в Германии истребители Ме-109. Советский «а-ля мессер» - ЛаГГ-3 - был запущен в производство, было построено почти семь тысяч машин, но к началу 1942 году они существенно уступали модернизированным немецким Ме-109 и FW-190.
По официальной версии, в начале 1942 г. Лавочкин поставил на ЛаГГ-3 мотор И-185 и запустил в серию под названием Ла-5. Однако бросаются в глаза существенные различия между одной и другой машиной. Да, можно утверждать, что иной двигатель заставил по-другому скомпоновать систему охлаждения. Но как быть с тем, что были полностью изменены кабина пилота и силуэт? Одной заменой мотора этого не объяснить.
Полагают, что Ла-5 - это и есть «пропавший» I-19 Карлиса Ирбитиса.