-
Ответ: Книга М. Саломин "На мирно спящих аэродромах"
Итак, зададим вопрос. Главный вопрос всей этой статьи. Могли ли 20 (двадцать) истребительных групп Люфтваффе за две-три недели воздушных боев с многократно превосходящими силами противника сбить 10 тысяч самолетов?
Интересно отметить, что даже военная пропаганда Гебельса никогда ТАКИХ фантастических цифр не называла, огра-ничившись следующими достижениями: 6293 на 11 июля и 7564 на 22 июля [3], но и это не сбитые в воздушных боях, а сбитые И уничтоженные НА ЗЕМЛЕ.
О том, что может означать это "уничтожение на земле" мы подумаем чуть позднее, а пока вернемся к реалиям воздуш-ной войны 40-х годов.
Мог ли один истребительный авиационный полк сбить 500 самолетов противника? Правильный ответ – мог сбить и больше. Среди сотен истребительных полков в Красной Армии был один – самый лучший.
402-й Краснознаменный Севастопольский уничтожил 810 вражеских самолетов – но не за три недели, не за месяц, и даже не за год, а за всю войну! 402–й иап входил в состав 3-го истребительного авиакорпуса (265 и 278 дивизии трех-полкового состава). Корпусом командовал будущий маршал авиации, Герой Советского Союза, выдающийся летчик – истребитель (24 сбитых самолета) генерал Савицкий. За два года боев, с весны 1943 года летчики корпуса одержали 1953 победы - в среднем один полк сбивал 14 самолетов противника в месяц [6].
Вот результаты боевой работы еще одного, может быть самого знаменитого истребительного авиаполка. Речь идет о полке "Нормандия", укомплектованом французскими летчиками-добровольцами. С 22 марта 1943 года до конца войны (25 месяцев) летчики полка выполнили 5000 боевых вылетов и сбили 268 немецких самолетов - в среднем 11 в месяц, (19 вылетов на одну победу) [8].
Летом 1942 года в небе над Волгой появился 434–й иап. Летчиков для этого элитного полка подбирал лично начальник Инспекции ВВС тов. Сталин В.И. Всего за время Сталинградской битвы полк уничтожил 163 самолета Люфтваффе – это уже порядка 27 в месяц.
В конце 1944 года в 163-м Седлецком Краснознаменном иап проводились войсковые испытания новейшего истребите-ля Як-9У (с двигателем ВК-107 мощностью 1500 л/с). За месяц – с 25 октября по 25 ноября полк сбил 28 самолетов противника, выполнив 398 боевых вылетов (14 вылетов на одну победу).
Летом того же года 91-й иап проводил испытания Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2. С 20 июня до 2 августа (полтора ме-сяца) сбито 23 немца в 431 боевом вылете (19 вылетов на одну победу).
Вот еще один из лучших истребительных полков: 866–й иап под командованием летчика экстра-класса (46 побед) Ге-роя Советского Союза, будущего маршала авиации А.И.Колдунова. За шесть месяцев 1943 года (в их числе и гранди-озное воздушное сражение на Курской дуге) полк сбил 171 самолет противника – в среднем 29 в месяц [6].
Нетрудно заметить, что разброс среднестатистических величин совсем не велик. 15-20 вылетов на один сбитый само-лет, от 10 до 30 сбитых одним полком самолетов в месяц.
Это – лучшие. А теперь посмотрим, какова результативность у самых лучших.
Двенадцать самых выдающихся асов советских ВВС: Кожедуб, Речкалов, Покрышкин, Шестаков, Гуляев, Алелюхин, Евстигнеев, Скоморохов, Зайцев, Баранов, Глинка, Клубов - дважды и трижды Герои Советского Союза, сбившие каж-дый более 50 самолетов противника. Показатели этой великолепной дюжины в среднем таковы: из восьми боевых вы-летов шесть проходят впустую, два приводят к бою с противником, в одном из которых одерживается победа. Еще раз напомним – речь идет о лучших из лучших, "летчиках Божьей милостью", летавших на именных самолетах, собранных под личным контролем Генеральных конструкторов. И вот вам результат: шесть вылетов из восьми (75
- впустую!
У союзников показатели были еще ниже. Два лучших аса Королевских ВВС – П.Джонсон и француз П.Клостерман – тратили по 13 вылетов на один сбитый немецкий самолет.
А разгадка такой "низкой эффективности" очень проста: небо большое, а самолет – маленький. В яркий солнечный день, в абсолютно прозрачном воздухе на расстоянии всего лишь 5 км И-16 выглядит как муха на стекле, если на нее смотреть из дальнего угла комнаты. Ну а в тумане, дымке или с большего расстояния - вообще никак не виден. Доба-вим к этому полное отсутствие заднего обзора на "Мессершмитте" и крайне ограниченный (крыло под кабиной) обзор вниз практически на любом истребителе той войны – и нам станет ясно, что ДО появления сплошных радиолокацион-ных полей встреча самолетов противников в небе была скорее ИСКЛЮЧЕНИЕМ, а вовсе не правилом.
Таковы показатели результативности истребительной авиации на "микроуровне": один истребитель, один истреби-тельный полк.
А как это было на "макроуровне"? Самая большая группировка ВВС фашистской Германии была развернута (вопреки широко распространенному заблуждению) не 22 июня 1941 г. а 10 мая 1940 г. Наступление вермахта на Западном фронте поддерживало с воздуха 3824 боевых самолета [2]. Удивляться тут нечему. В 1941 году у Германии было много фронтов – на Западе (Англия), Юге (Балканы и Северная Африка) и Востоке (СССР), а в мае 1940 г. фронт был один – в тылу Германия имела новообретенного кремлевского союзника.
По современным данным, с 10 мая по конец июня истребительная авиация Франции совершила около 10000 вылетов, сбив при этом 935 самолетов люфтваффе - в среднем 11 вылетов на один сбитый. Очень высокий показатель, если учесть, что речь идет не о немногих элитных полках, а о всех истребителях в целом.
Данные о потерях французов очень сильно расходятся в разных публикациях. Если "традиционные источники" [2] го-ворят о полутора тысячах самолетов, потерянных союзниками в воздухе и на земле, то современные авторы называют гораздо меньшие цифры французских потерь: 892 самолета, из них 240, уничтоженных на земле [Jackson. Air War over France. London, 74].
Сами немцы при этом потеряли 547 истребителей, что составило примерно половину всех истребителей Люфтваффе, задействованных на Западе. Таким образом, имеющиеся оценки результативности немецкой авиации приводят к сле-дующим средним цифрам: от 15 до 40 самолетов, сбитых одной истребительной группой за полтора месяца боев, мак-симальное соотношение сбитых и потерянных никак не более 3:1.
Гораздо подробнее и достовернее описано в военно-исторической литературе другое грандиозное воздушное сражение – "Битва за Англию" лета-осени 1940 года.
К началу воздушного наступления немцы имели в составе трех воздушных флотов (по разным источникам) от 929 до 980 истребителей Bf-109 в 26 истребительных группах, т.е. силы БОЛЬШЕ тех, что были задействованы при вторже-нии в СССР на фронте в 2000 км. Англичане к 11 августа имели в первой линии 704 (по другим данным – до 800) ис-требителей и, самое страшное, всего 1434 подготовленных летчиков. Другими словами, силы ВВС Англии даже срав-нить нельзя с числом "сталинских соколов".
В первые четыре дня (с 12 до 15 августа) боев над авиабазами в южной Англии немцы разрушили пять аэродромов и сбили 47 истребителей англичан, потеряв при этом 122 самолета, главным образом тихоходных пикировщиков Ю-87.
17 августа немцы потеряли 71 самолет, сбив 27 английских истребителей, до начала "русской кампании" это были САМЫЕ БОЛЬШИЕ однодневные потери в Люфтваффе.
24 августа сражение, прерванное туманами над Ла-Маншем, возобновилось, и переменчивая военная удача перешла к немцам. За две недели немцы вывели из строя 442 истребителя противника, потеряв 385 своих самолетов. Общий ито-го первых трех недель боев – однодневные потери 24 английских истребителей и примерно 29 немецких самолетов разных типов. Немецкие истребители совершили порядка 7-8 тысяч самолетовылетов, таким образом, средняя резуль-тативность составила те же 14-16 вылетов на одну победу, что и у советских летчиков в 43-44 годах.
В конечном итоге, битву выиграла Англия. Потеряв в общей сложности (по разным источникам) от 1400 до 1733 само-летов – в том числе 845 истребителей, немцы вынуждены были в конце октября 1940 г. прекратить воздушное наступ-ление. Потери истребительной авиации англичан оцениваются от 915 до 1172 самолетов, т.е. в среднем немцы сбивали не более 13 самолетов противника в день, при соотношении потерь истребителей почти 1 к 1. Общие потери немецкой авиации не превышают в среднем 19 самолетов всех типов в день. Еще раз напомним, что речь идет о "среднеста-тистических" числах, сложившихся с учетом того, что во многие дни боев и потерь вообще не было.
Возвращаясь на наш, Восточный фронт, мы обнаруживаем следующую статистику однодневных потерь Советских ВВС:
- Сталинградская битва (июль 42 – 2 февраля 43) - 16
- Курская битва (июль - август 43) – 25
- Наступление в Белоруссии (июнь - август 44) – 12
- Берлинская операция - 33
Это – самые большие цифры однодневных потерь в стратегических операциях Красной Армии (источник самый авто-ритетный: статистический сборник Генерального штаба "Гриф секретности снят", Воениздат, 1993).
Подведем итоги. При всех различиях в качестве авиатехники, уровне подготовки летчиков, численности противников, количественный анализ действий истребительной авиации дает цифры, укладывающиеся в достаточно узкий "кори-дор":
- число вылетов на один сбитый самолет противника от 10 до 20;
- месячная результативность действий истребительного соединения (уровня полк, истребительная группа) не более 30 побед;
- на "макроуровне" соотношение численности всей истребительной группировки к числу сбитых ею за один месяц са-молетов всегда больше единицы, а в среднем - 2 к 1;
- средние потери даже в период ожесточенных воздушных сражений многотысячных авиационных армад не превы-шают 20-40 самолетов в день.
Интересной и весьма показательной иллюстрацией к этим цифрам может служить подписанный Сталиным 19 августа 1941 г. Приказ № 0299 "О порядке награждения летного состава ВВС РККА…" В соответствии с ним к высшей награ-де – ордену Ленина представлялись "командир и комиссар полка, уничтожившего в воздушных боях не менее 30 само-летов противника и потерявшего при этом не более 5 своих самолетов."
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума