Внимательный читатель вправе уже запротестовать: "Почему автор никак не учитывает внезапный удар по мирно спящим советским аэродромам? Нас же учили про 800, 1000 и более самолетов, уничтоженных в первые часы войны прямо на земле!"
Да, действительно! Как же быть с аэродромами?
...миф о "мирно спящих" военных аэродромах...
В этом месте я прошу читателя просмотреть фото в разделе "Фотогалерея".
19 июня в западные округа поступил Приказ наркома обороны № 0042, в котором, в частности, указывалось: "… 3. Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов, рассредоточенным и замаскированным расположением самолетов обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха". Да, с момента получения этого прика-за до нападения оставалось два дня. А сколько надо дней для того, чтобы откатить И-16 (вес пустого полторы тон-ны, чуть тяжелее "Волги") на край летного поля и наломать в июне месяце зеленых веток для маскировки? 20 июня вышел Приказ №0043: "… 3. К 1 июля произвести маскировку всех аэродромных сооружений применительно к фону местности… 5. На лагерных аэродромах самолеты располагать рассредоточенно под естественными и искусствен-ными укрытиями…"
Приказов в разные годы и века выходило много, часто - хороших и правильных. А много ли из них было выполнено? Любой офицер или даже сержант знает - мало отдать приказ, надо проконтролировать его выполнение. (См. выше об отношении к камуфляжу).
Из показаний командующего Западным фронтом Павлова известно, что уже в час ночи ... директива [№1]была дове-дена до войск фронта.
Д.Павлов попытался передать приказ дальше, но кто успел или смог вообще его получить? (см. отчет генерала Ма-ландина о прохождении директивы №1). Огромные потери как раз и говорят о том, что мало кто поднял солдат (тех, что не ушли в увольнение) по тревоге в два часа ночи - закатывать самолеты на опушку и укрывать их ветками. (А мо-жет быть для них лучше было бы тот приказ вообще не получать - ведь там сказано о том, что нужно ограничиться только рассредоточением и камуфляжем самолетов и никаких других мер (в том числе и по отражению внезапной ата-ки?) предпринимать не следовало?).
В любом случае, время для того, чтобы разбудить "спящие" аэродромы было. Связь? Да, с радиосвязью в советской авиации были большие проблемы, даже не на каждом истребителе была передатчик - но на уровне полков и дивизий радиосвязь, безусловно, была. Основанием для такого утверждения может служить уже упомянутый статсборник Генштаба, в котором сообщается о наличии в войсках на начало войны ТРИДЦАТИ СЕМИ ТЫСЯЧ радиостанций всех видов [17,стр.364].
Наличие любого числа радиостанций само по себе ни о чем не говорит, точно так же, как наличие большого числа пусть даже боеспособных самолетов не дает автоматически господства в воздухе. Самолеты кто-то должен поднимать в воздух, а радиостанции - использовать. Радиостанции, может и есть, а радистов нет. Или радист сидит наготове, а информации для передачи - нет. Или кодовых книг не прислали, а открытым текстом в эфир выходить запрещено под угрозой расстрела. И что тогда делать?
Кроме того, в авиации – в отличие от всех прочих родов войск - для связи штабов с войсками могли служить сами штатные самолеты, на которых пакет с приказом мог быть доставлен быстрее, чем радист до другого радиста докричится.
Ночью? Было бы столько специалистов по ночным полетам - лучше бы по ночам немцев бомбили, да и сколько такая доставка могла бы занять времени? Как можно вообще представить себе организацию такой "доставки"? Ну, хорошо, пусть бы даже в пару мест и доставлен приказ, но аэродромов же сотни? Может быть, лучше все-таки по рации попро-бовать... докричаться... если она есть, и работает, конечно.
Наконец, известно, что в ВВС Прибалтийском округа всю ночь с 21 на 22 июня шли учебные полеты [15], тем же занимались в 16 сад (это уже Юго-Западный фронт) - уж там-то точно не спали…
Занимались... не спали... И о чем же это говорит? Что неопытный летчик может сделать во время тренировочного по-лета? Ему главное ночью не заблудиться, а тут еще ему предлагают за воздухом следить или в бой идти? И были те самолеты во время тренировочных полетов хоть чем-то вооружены?
А если удар по авиабазам происходит в форме БОЯ, а не РАССТРЕЛА БРОШЕННЫХ самолетов, то никаких чудес не происходит и потери несут ОБЕ стороны.
Боя не было, а расстрел был! Но не брошенных самолетов (автор еще не доказал этот свой тезис, а говорит о нем как о само собой разумеющейся и даже банальной вещи). Например, если нет приказа подниматься в воздух, чтобы не про-воцировать немцев, то невзлетевшие самолеты следует считать брошенными, или все-таки нет? А если в моторе дыра, что с таким самолетом делать? Пытаться чинить под огнем? Катить его куда-то, по совету автора статьи, видимо, ав-томобилиста с большим практическим опытом, как его собственную заглохшую "Волгу"? - ведь всего-то полторы тон-ны... И то, если колеса еще целы...
А вот 30 июня приказ явно был - бомбить немецкие танковые клинья восточнее Минска, без прикрытия! И этот приказ был выполнен, хотя и с катастрофическими для наших летчиков последствиями. Вспомним сцену из "Живых и мерт-вых" Константина Симонова, когда Синцов наблюдает за расстрелом четырех тяжелых бомбардировщиков одиночным "Мессером" (четыре огромные машины ...маленький самолет, похожий на злую осу ...стал приближаться с устрашаю-щей скоростью ..."Прыгай, прыгай!" ...четыре столба дыма над лесом). Или нам следует называть Симонова, вслед за автором статьи, «бесстыдным» "бойцом идеологического фронта"? "Один депутат с довоенной поры все ездил на съезды упорно. Глаза покраснели от красной икры, душа почернела от черной"? Может быть, Дольский именно Симо-нова имел в виду? Все, конечно же, выдумал, выполняя приказы партии, этот коммунистический борзописец, напи-савший, видимо, за банку красной икры свое бессмертное "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, как шли беско-нечные, злые дожди?"
Выше уже приводились результаты первых ударов по британским аэродромам 12-15 августа 1940 г. - уничтожено 47 английских, но и потеряно 122 немецких самолета!
Сравнивать Россию с Англией в данном случае совершенно некорректно. "Битва за Англию" началась в июле 1940, а вторая мировая война - в сентябре 1939 года, а не 12 августа 1940-го! В Англии усилиями Даудинга была создана уни-кальная система раннего оповещения, основанная на нескольких типах радаров и корпусе наблюдателей. И самолеты английские рядами не стояли, и экипажи были готовы... Но в тех нескольких случаях, когда немцы заставали англичан врасплох - потери были и немалые. Например, 16 августа два Ю-88 атаковали аэродром Брайз Нортон близ Оксфорда. Для того, чтобы походить на приземляющиеся "Бленхеймы", они даже выпустили шасси. Сброшенные бомбы попали в ангары, в которых находились заправленные самолеты. Начавшиеся пожары и взрывы привели к тому, что 46 самоле-тов было уничтожено и 7 - повреждено (Deighton, р.224).
А вот результаты массированных налетов союзной авиации на аэродромы ПВО Германии в апреле 1944 года: 5.04 456 "Мустангов" и "Тандерболтов" нанесли удар по 11 немецким аэродромам, уничтожили 53, потеряли 7 самолетов. 15.04 616 американских истребителя уничтожили в воздухе и на земле 87 вражеских и потеряли 32 своих самолета.
Апрель 1944 - это не 1 сентября 1939. Ставили ли немцы свои самолеты "крылом к крылу" в конце пятого года войны? Запрещали ли им взлетать в случае "провокаций"?
1 января 1945 года, в ходе последней наступательной операции вермахта в Арденах, [к сведению автора, Арденны (Ardennes) пишутся с двумя "н", так же как "Хейнкель"- с "й" в середине, а не "Хенкель", чтобы передать немецкое ein – Heinkel – Е.К.]. 17 истребительных авиагрупп нанесли массированный удар по 27 аэродромам союзников. Резуль-тат: уничтожили 250-300 самолетов (т.е. в среднем не более 16 каждой группой) и потеряли 150 своих.
А вот что пишет о причинах больших потерь в ходе операции "Боденплатте" командующий истребительной авиацией рейха генерал-лейтенант Адольф Галланд: "Люфтваффе получили смертельный удар во время наступления в Ар-деннах. В незнакомых условиях и с недостаточной подготовкой и боевым опытом, наше численное превосходство не дало никакого эффекта. Оно было сломлено во время транспортировки, на земле, в больших воздушных битвах, осо-бенно во время Рождества и было, наконец, сведено к нулю. Операция "Боденплатте" была завершением [а не внезап-ным началом – Е.К.] этой трагической главы. Ранним утром 1 января 1945 года [это уже финал наступления, которое началось 16 декабря - E.К.] самолеты взлетели, некоторые истребительные части поднимались в воздух на ночных ис-требителях или бомбардировщиках. Они отправились на широкомасштабную, хорошо подготовленную атаку с брею-щего полета на союзные аэродромы на севере Франции, в Бельгии и Голландии. Вражеские военно-воздушные силы должны были быть парализованы одним ударом. Согласно отчетам 400 союзнических самолетов было уничтожено [без пилотов!, а немецкие самолеты были потеряны в воздухе, то есть, в основном, вместе с пилотами – Е.К.], но враг смог быстро возместить материальные потери. В этой акции мы пожертвовали тем. что у нас оставалось. Из-за ужа-сающего зенитного огня с атакованных аэродромов, из-за необходимости пройти через зону обстрела орудий, разме-щенных против летающих бомб Фау-1 [нужны ли здесь комментарии? (курсив мой) - Е.К.], и от атак вражеских истре-бителей мы потеряли 300 пилотов, включая 59 командиров". (Galland, p.249).