-
Ответ: Книга М. Саломин "На мирно спящих аэродромах"
Заметим также, что истребители И-153 "Чайка" выпускались в 1939-1940 гг. с различными комбинациями вооружения, в том числе с двумя БС, с двумя ШВАК и другими [Иванов В. П. Авиаконструктор Н. Н. Поликарпов. СПб.: Политех-ника, 1995. С. 204-207]. Даже в варианте с двумя БС он превосходил по массе минутного залпа новейший немецкий "Мессершмитт"Bf -109F.
" ...типов бомб насчитывалось 86... "
Сущая правда. Да еще каких! Ротационно-разбрасывающая бомба РРАБ-3 разбрасывающая 116 осколочных гранат АО-2,5, бетонобойная бомба БетАБ 250 с твердотопливным ракетным ускорителем, бомбоампульная связка БАС-1 (122 кг взрывчатки и жестяных ампул с самовоспламеняющейся жидкостью КС), кассеты АБК-500П, вмещаюшие до 108 зажигательных минибомб ЗАБ-1...
А что же плохого в том, что бомбардировочная авиация могла гибко варьировать вооружение в зависимости от зада-ния? Авиабомба не нуждается в ремонте и запчастях, масло в ней менять не надо. Вот 240 типов машин в 17 танковой дивизии вермахта (о чем 22 мая 1941 г. сокрушался в своем дневнике Гальдер) - это действительно большая проблема, да и машины эти, как пишет в своих мемуарах Г.Гот были "невоенного образца" (нахватали во Франции и Бельгии все, что с колесами) и "для прохождения по дорогам Востока почти не годились".
" К июню 1941 года более 90% командиров авиационных частей находились на своих постах менее 6 месяцев".
А у немцев, в люфтваффе, после огромных потерь летного состава в ходе "битвы за Англию"- как обстояло дело с ро-тацией кадров? Без такого сравнения цифра 90% сама по себе ни о чем не говорит.
Потери только летного состава Люфтваффе с 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. составили 18533 человека (в том числе 3428 офицеров), в том числе 13505 человек убитыми и пропавшими без вести и 4998 ранеными [Подсчитано по: Мировая война: 1939-1945 годы. Сборник статей. Пер. с нем. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С.515]. Необходимо учесть, что в августе 1939 г. в ВВС Германии насчитывалось 20 тыс. человек летного состава [История второй мировой войны 1939 - 1945.: В 12-ти томах М.: Воениздат, 1974. Т. 2. Накануне войны. С.379]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что общие потери пилотов германской авиации за неполные два года второй мировой вой-ны фактически достигли уровня численности всего предвоенного летного состава. Это означало, что значительное количество пилотов с высоким уровнем подготовки погибла в боях, а их место заняли гораздо менее опытные молодые летчики. Теория блицкрига не предполагала таких потерь за такое сравнительно короткое время, поэтому летные шко-лы Германии возмещали потери пилотами с более низким уровнем подготовки.
"...качество технического обслуживания было удручающим..."
Качество технического обслуживания измеряется не эмоционально-окрашенными эпитетами, а цифрами - прежде все-го процентом исправных самолетов. Цифру эту Е.Ковалев знает, далее по тексту она приведена: 87% самолетов в АДД и округах были 22 июня 1941 г. исправны. Теперь осталось только сравнить этот показатель с соответствующими не-мецкими.
На 10 мая 1940 г. (перед началом наступления на Западе) во 2-ом и 3-ем Воздушных флотах были исправны: 73% бом-бардировщиков, 72% истребителей Bf-109 и 69% двухмоторных Bf-110 (A.Price, Luftwaffe Data Book). На 17 августа 1940 г. (начало "битвы за Англию") эти цифры значительно ниже, до 55-59%, но здесь сказываются последствия фран-цузской кампании и непрерывных воздушных боев над Ла-Маншем (источник тот же).
На 22 июня 1941 г. - по данным разных авторов - процент боеготовых самолетов был значительно выше: порядка 77-80%.
Нужны ли еще комментарии к "удручающему качеству обслуживания" самолетов ВВС РККА?
" В зимний период среднее число часов налета составляло в Прибалтийском округе 18 часов, а в Киевском - только 6... никаких упражнений по отработке взаимодействия с наземными войсками не проводилось вообще... только 1192 эки-пажей могли летать в обычных условиях ночью и лишь 23 экипажа могли летать ночью в плохую погоду..."
Даже не открывая ни одного справочника, можно с полной уверенностью заявить, что число экипажей, на самом деле способных "летать ночью в плохую погоду", в любой другой армии мира равнялось нулю. До появления бортовых ло-каторов и наземных средств радионавигации, взлететь и сесть в туман, да еще и ночью, могли только наши люди. Что же касается численности ночной бомбардировочной и истребительной авиации Германии 1941, то она достаточно хо-рошо известна. Согласно данным английских авторов в ночных налетах на Лондон осенью 1940 г. участвовало не бо-лее 300 бомбардировщиков, а в знаменитом рейде Люфтваффе на Ковентри принимало участие 437 самолетов [Ри-чардс Д., Сондерс Х. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне (1939-1945 гг.). Сокр. пер. с англ. М.: Воениздат, 1963. С.146-147, 150].
Ни в одном из ночных налетов на Москву летом 1941 года не участвовало более двух сотен экипажей ночных бомбар-дировщиков.
Формирование подразделений ночных истребителей началось 20 июля 1940 года.
Через 11 месяцев, 24 июня 1941 года в трех эскадрах ночных истребителей насчитывалось 205 самолетов, из них 148 (72
были исправны. (A.Price) . Экипажей, возможно, было и больше, но в любом случае 1192 советских экипажа, способных летать в ясную лунную ночь - это не "только", а очень много.
Что же касается проходящих через всю статью Е.Ковалева фразах о том, что наши летчики вступили в войну имея "10 часов учебного налета налета "по коробочке", то в действительности все было не совсем так, или совсем даже не так.
"Скорострельная" подготовка военных летчиков была введена Постановлением ЦК ВКП(б) иСНК "О реорганизации авиационных сил Красной Армии" 25.02.41 г.
Но даже и этот, крайне авантюристичный документ, предусматривал все-таки не пресловутые "10 часов по коробочке", а 9 месяцев обучения (13 в мирное время) и 50 -54 часа учебного налета до отправки летчика в строевую часть. Годо-вой налет в строевых частях был установлен в 160 часов, из них 20 - на совместные учения с наземными (!) войсками. (Мельтюхов "Упущенный шанс Сталина", М.Вече,2000 ).
Таким образом, самый простой расчет времени по месяцам показывает, что горе-летчики с такой "ускоренной подго-товкой" в июне 1941 года просто не могли прийти в боевые авиаполки. А с немцами в воздухе встретились летчики той авиации, которая только в ходе войны с Финляндией совершила более 83 тысяч боевых вылетов - сравните эту цифру с 40 тысячами вылетов 2-го Воздушного флота люфтваффе к 12 ноября 1941 года (о чем далее пишет сам Е.Ковалев). Для справки: 2-ой флот – это половина всех сил люфтваффе на Востоке.
"В третьих, для обслуживания 7133 самолетов имелось в наличии 5937 подготовленных экипажей, а 1196 машин пи-лотировать было некому."
Есть и другие цифры. Так, В.И.Алексеенко (ругательски ругающий тех, кого Е.Ковалев называет "историки-ревизионисты") приводит, ссылаясь на документы Управления формирования, комплектования и боевой подготовки ВВС РККА, следующие данные: всего летчиков к 22 июня - 13563, из них 7555 в западных округах. Это без ПВО, без авиации ВМФ и дальнебомбардировочной авиации [Алексеенко В. И. Советские ВВС накануне и в годы Великой Оте-чественной войны // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра, 2000. № 2.]. А всего на воинской службе (по дан-ным, приведенным М.Мельтюховым со ссылкой на РГВА) находилось более 38 тысяч летчиков при общей численно-сти личного состава ВВС более 350 тысяч человек. Программа подготовки летного состава в 1941 году предусматри-вала выпуск из авиашкол 32500 летчиков и 69 000 других авиаспециалистов. Так что было кому пилотировать "лишние 1196 машин".
"30 августа летчики JG3 уничтожили 1000-й русский самолет. "4-й воздушный флот - 800-я воздушная победа к 20 октября".
Как тут с арифметикой? Истребительная эскадра JG3 входила в состав 4-го флота, как же могла часть флота сбить больше русских самолетов, чем весь флот?!
"313-й и 314-й разведполки: все экипажи из молодых пилотов в наличии, но нет самолетов... 314-й полк разведыва-тельной авиации ... к началу войны только 6 экипажей летали на Як-4. "
Здесь главное - номера. 313, 314 и последующие авиаполки никак не входили в число 218 "боеспособных авиаполков", о которых говорится в документах советского военного планирования, а относятся к тем 115 формирующимся полкам, которые в "Соображениях по плану стратегического развертывания..." названы "совершенно еще не боеспособными" (ВИЖ №№ 1,2/ 92 г.) Зачем же приводить их в качестве образца подготовленности всей советской авиации?
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума