-
Ответ: Книга М. Саломин "На мирно спящих аэродромах"
Е.Ковалев негодует по поводу того, что Сталин «настоял, чтобы никто не препятствовал немецким самолетам-разведчикам нарушать воздушное пространство СССР» (глава 1, с.6), считая такое поведение Сталина «умиротворе-нием» Гитлера. Но и этот факт лишь подчеркивает всеобъемлемость кампании дезинформации, суть которой переда-валась четким приказом «не поддаваться на провокации!», что в свою очередь можно перефразировать и как «не спуг-ни!». Сталин действительно боялся спугнуть Гитлера, боялся дать ему повод выступить первым.
В книге маршала авиации Н.С.Скрипко «По целям ближним и дальним» (М., 1981, с. 50) приведена подробная «Схема базирования частей ВВС Западного фронта к началу боевых действий 22.6.41г.». Это пока единственный, как мне представляется, документ такого рода, опубликованный в открытой и доступной мемуарной литературе. Наверное, в 1981 г. цензура не рискнула удалить эту схему из воспоминаний маршала.
Вот как выглядела группировку ВВС Западного округа перед 22 июня 1941г.:
армейская авиация:
- в районе Гродно – Лида базировалась 11 сад в составе 122, 127 иап и 16 сбп
- в районе Белостока дислоцировалась 9 сад - 124, 126 и 129 иап и 41 ббп
- в райне Брест-Пружаны базировалась 10 сад - 33, 74, 123 иап и 13 сбп
фронтовая авиация:
- в Барановичах дислоцировался 314 орап, в районе Жабчицы базировался 39 ббп
- в районе Витебска – 12 бад – 6 и 43 ббп, 161 рап
- в районе Орши –Могилев – 43 иад – 160, 161, 162, и 163 иап
- в районе Бобруйска – 13 бад - 24, 27 и 97 ббп, а также 25 сбп, 121 и 130 ббп.
Таким образом, авиация Западного округа имела в своем составе 12 истребительных, 11 бомбардировочных и 2 разве-дывательных полка и некоторое число отдельных эскадрилий, входивших в состав войсковой авиации. Общее число истребителей, согласно штатной численности, составляло примерно 770 самолетов, бомбардировщиков - 680 самоле-тов.
Общее число самолетов в Западном округе, с учетом войсковой авиации, даже по данным Е.Ковалева составляло 1789 машин (Ковалев, глава 2, с.4).
Западнее этой группировки в районе Смоленска - Великие Луки был развернут 3 дальнебомбардировочный авиакорпус в составе 42 и 52 дбад (96, 98, 207 и 212 дбап , 1 и 3 тап), который должен был действовать в интересах и полосе За-падного округа/фронта (Скрипко, с.31).
Возникает резонный вопрос: а что означает 770 истребителей и 680 бомбардировщиков в составе ВВС Западного окру-га?
Для того чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, я попробовал сравнить качественный состав (соотношение истребителей и бомбардировщиков) воздушных армий фронтов, принимавших участие в Белорусской наступатель-ной операции в июне 1944 г. Принимая во внимание большое сходство театров военных действий, время года и характер задач, решаемых советскими войсками, полагаю, что это сравнение будет корректным.
К сожалению, открытые и доступные мне источники не приводят никаких конкретных данных по составу советской авиационной группировки во время операции «Багратион». Даже официальное издание "Советские ВВС в Великой Отечественной войне" перечисляет только номера воздушных армий, участвовавших в операции, и называет только общие число самолетов, принимавших участие в этой битве.
Но в книге "Крылья победы" маршал авиации Руденко, который летом 1944 года командовал 16-й воздушной армией, подчиненной 1-му Белорусскому фронту (командующий генерал Рокоссовский), привел подробные данные о составе своей ВА накануне операции.
В июне 1944 года «16-я воздушная армия имела в своем составе два бомбардировочных и один истребительный кор-пус, пять истребительных дивизий и по две штурмовиков и ночных бомбардировщиков. Накануне операции из резерва Ставки Верховного Главнокомандования к нам прибыли еще два корпуса: 4-й штурмовой и 8-й истребительный, а также 300-я штурмовая авиадивизия. … Всего к началу операции 16-я воздушная имела в своем составе 2319 исправ-ных самолета: 331 дневной и 149 ночных бомбардировщиков, 661 штурмовик, 1108 истребителей, 70 разведчиков и корректировщиков” (С.И.Руденко “Крылья победы”, М., 1985, с.193-195). Т.о. 16 ВА имела 1141 бомбардировщи-ков/штурмовиков и 1108 истребителей.
Авиация дальнего действия в составе 8 корпусов действовала в интересах фронтов, наступавших на направлении глав-ного удара, в том числе и 1-го Белорусского, которому подчинялась 16 ВА.
Таким образом, качественный состав 16 ВА (соотношение истребителей и бомбардировщиков/штурмовиков) во время наступательной операции 1944 года, был АНАЛОГИЧЕН качественному составу ВВС Западного округа летом 1941 г. (770 истребителей и 680 бомбардировщиков). А это означает, что авиационная группировка Западного фронта в июне 1941 была такой же наступательной, как и авиационная группировка 16 ВА в составе 1-го Белорусского фрон-та в июне 1944 г.!
В июне 1944 г. АДД действовала так же, как планировалось использовать ДБА летом 1941 г.
Беру на себя смелость утверждать, что такие же авиационные наступательные группировки имели и другие западные военные округа в июне 1941 г.
Развертывание к 22 июня 1941 года в непосредственной близости от границы группировки армейской авиации, при-званной нанести первый и внезапный удар по противнику, явно говорит о том, что наступление должно было начаться совсем скоро.
Упоминавшийся уже маршал авиации Руденко, перед войной командовал смешанной авиадивизией (3 истребительных и 2 бомбардировочных полка), дислоцировавшейся на Дальнем Востоке пишет в своей книге: «В ночь на 15 июня 1941 г. мы с комиссаром дивизии Н.П. Бабаком пошли к генералу Смородинову (начальник штаба ДВО), чтобы доложить результаты дня и получить задачу на завтра….. Получен приказ, - объявил Смородинов, - три полка вашей дивизии – 29 истребительный, 37 скоростной бомбардировочный и 22-й дальнебомбардировочный - отправить в Белоруссию. 3-й и 13-й истребительные полки остаются на своих аэродромах» (С.И.Руденко «Крылья победы», сс.5-6).
Если Сталин готовился к войне в 1942 году и при этом старался «не провоцировать» немцев, то как можно скрыть ба-зирование авиации в непосредственной близости от границы и прибытие в этот район новых бомбардировочных пол-ков? Если война должна была начаться в 42-м, то зачем в начале лета 41-го перебрасывать с Дальнего Востока бомбар-дировочные (т.е. ударные, ведь ударная сила любых ВВС - бомбардировщики) полки в Белоруссию? Ведь это можно было сделать и в начале 42-года. Немецкая разведка рано или поздно обнаружила бы авиационные полки, прибывшие за 10 000 км. Это ли не «провокация»? Это почти повод к войне. Но это уже не волновало Сталина, он планировал на-чать наступление совсем скоро.
Именно в преддверии наступления, аэродромы истребительных полков (как известно, радиус действия истребителей небольшой) оказались утром 22 июня под артиллерийским огнем немцев. И здесь нет никакого «головотяпства» или «вредительства» – это был классический пример правильной подготовки к наступлению. Маршал Руденко, описывая подготовку своей ВА к наступлению летом 1944 года, отмечает что "были разработаны подробные планы базирования частей и соединений в исходном положении не далее трех-десяти километров от линии фронта (выделено мною, С.И.)". И это тоже «ошибка»? Или советские командиры «ошибались» только в 41-м, а в 44-м или 45-м за те же самые действия их щедро награждали орденами и званиями?
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума