Итак Степанец.....
Як-1 принимал участие в боевых действиях с первых и до
последних дней войны. Он показал себя отличным истребителем
малых и средних высот, способным "переманеврировать" любого
противника, проявив хорошую устойчивость в любых условиях
полета и выдающуюся управляемость при больших углах атаки. В пилотировании Як-1 оказался проще И-16 за счет повы-
шенной устойчивости. Як-1 легко входил в штопор и после дачи
рулей "на вывод" после трех витков легко выходил из штопора
без всякого запаздывания.
Простота пилотирования, несложное выполнение расчета по-
садки и выполнение самой посадки позволяло использовать Як-1
в ночных условиях (что и подтвердилось в начале войны)."
"мне на И-16 легче садится-- про штопор в игре любой самолет в штопор легко загнать.."
Hасколько Як-1 был прост и устойчив в групповом полете,
показывает следующий пример: в одном из полетов звена Як-1
летчики, отрегулировав триммеры, одновременно бросили ручки
управления, продолжая полет на строевых дистанциях и интер-
валах на скорости 320 км/ч по прибору в течение 10 минут.
"надо попробывать"
так - про вираж ---учитываем что Bf.109f-2 легче чем bf.109f-4(хотябы из-за вооружения и бз к нему)В воздушном бою до высоты 3000 м Me-109F имел преиму-
щество, главным образом, за счет лучшего вертикального ма-
невра. Выше 3000 м Як-1 имел явное преимущество по скорости,
а на высотах 2000...5000 м мог с успехом драться с Me-109F
на виржах и встречных курсах. Hедостатками Як-1 по сравнению
с Me-109F являлись невысокая скороподъемность и большая по-
теря высоты при ведении воздушного боя на высотах до 2000 м.
Здесь Як-1 значительно уступал [ЦАМО, ф. HИИ ВВС, оп.
485655, д. 195. Отчет о воздушном бое Як-1 М-105ПА и
Me-109F, 1942 г.].
Як-1 с М-105П и М-105ПА серийно выпускался с сентября
1940 г. до мая 1942 г.; было построено 2947 самолетов. Як-1 М-105ПФ с улучшенной аэродинамикой N 46-139 [ЦАМО,
ф. HИИ ВВС, оп, 485587, д, 81.] по скорости превосходил пя-
титочечный (т.е. с пятью стрелковыми установками) Me-109G-2
в диапазоне высот от земли до высоты 5200 м на 35 км/ч, но в
интервале высот 2750...3250 м уступал на 5 км/ч.
Что касается трехточечного Me-109G-2, то Як-1 по скорос-
ти превосходил его в диапазонах высот от земли до 2000 м на
15 км/ч, 3900...4200 м - на 5,0 км/ч, на остальных же высо-
тах уступал ему, причем на высотах 7000 м и выше разница в
скорости достигала 96 км/ч.
Hа больших высотах, несмотря на существенную разницу в
максимальной скорости, трехточечный Me-109G-2 не обладал ре-
шающим преимуществом в маневренных и пилотажных свойствах,
что объяснялось его сравнительно плохими аэродинамическими
характеристиками.
По маневренности (особенно горизонтальной) Як-1 М-105ПФ
с улучшенной аэродинамикой превосходил трехточечный Me-109G-
2 на малых высотах, на высоте 5000 м это превосходство силь-
но снижалось, а на высоте 8000 м переходило к Me-109G-2.
Виражи Як-1 выполнял за меньшее время, чем пятиточечный
Me-109G-2, который имел тяжелое управление и при перетягива-
нии ручки сваливался в штопор.
Як-1 с улучшенной аэродинамикой находился в производстве
с декабря 1942 г. (со 111-й серии) до конца выпуска серийных
Як-1, т.е. до июля 1944 г. (по 192-ю серию); всего был выпу-
щен 4461 такой самолет.
Як-1 М-105ПФ облегченный
Як-1 в облегченном варианте представлял собой обычный
серийный самолет, у которого с целью улучшения летных харак-
теристик была уменьшена полетная масса.
тоже интересная табличкаТаблица 2.2
┌───────────────────╥─────────────────────┬────────────────┐
│ ·Число боевых вылетов │ │
│ ╟────────┬────────────┤ Соотношение │
│ Самолет ·на один│на один сби-│сбитых немецких│
│ · сбитый │тый немецкий│самолетов и Як-1│
│ · Як-1 │ самолет │ │
╞═══════════════════╬════════╪════════════╪════════════════╡
│ Серийный Як-1 · 86 │ 26 │ 2,5 : 1 │
│ Облегченный Як-1 · 118 │ 18 │ 6,5 : 1 │
└───────────────────╨────────┴────────────┴────────────────┘
а это про 9
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в
горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении.
Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими
отечественными истребителями и истребителями противника.
Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F
после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях
- после 3...4 витков виража.
Читаем анализируем... не все там приятно про яки... но..