Карочи! Аспект экономический.
По Конституции СССР формально был федеративным государством. Фактически он являлся унитарным государством: номинальные нации в субъектах федерации составляли национальное меньшинство, т.е. федеративное деление было сугубо по территориальному принципу. Это, ну не знаю как назвать, "ошибка, косяк" Ленина. Отчасти унитарная система прослеживалась в организации экономики и народного хоз-ва. Экономика структурировалсь и управлялсь по отраслевому принципу: в случае проблем на местах приезжал грозный представитель отраслевого наркомата (позже, министерства) с чрезвычаными полномочиями и начинал решать проблемы. Между ним и представителями на местах не было никого - и инициативность низового звена была максимальная, чтоб лишний раз не видеть и не слышать представителя "главка". Особенно интересно эту атмосферу передают мемуары деятелей советской промышленности в годы войны. С отходом от экономической и политической централизации при Хрущёве и переходом на территориальную организацию народного хозяйства возникла ситуация, когда члены федерации вдобавок к относительной политической самостоятельности получили и экономическую самостоятельность. Неоходимость воссоздавать в каждой союзной республике самостоятельную структура управления экономикой привела к росту штатов органов госвласти и последующей бюрократии. Помимо этого, с местным "главком", с земляком, "договориться" было легче - отсюда получила расцвет коррупция и "хлопковые дела": есть разница? или тебя контролирует опытный проверенный временем, Революцией, Гражданской или Отечественной войной представитель из "центра" или тебя панибратски "опекает" зять, кум нужного человека, земляка из соседнего аула или хутора. Во времена Сталина "хлопковую мафию" поставили б к стенке на этапе кучкования и сколачивания, а не на этапе траты наворованного. Во времена Хрущёва это покрывалось.