Шиден и Шиден-КАИ был принят на вооружение не потому что он был быстрее и высотние Райдена. Скорее наоборот. Но в той ситуации, в которую попали японцы, ничего другого не отставалось - Райден страдал многочисленными проблемами (в том числе с движком), а флот не мог принять окончательное решение, что и сколько ему нужно (из воспоминаний Дзиро Хорикоши).
Шиден и Райден лишь относятся к одному типу - "Базовый перхватчик", характеристики и назначение ощутимо разнится, хотя всем известно, в конце войны японцы бросали в бой всё что угодно, и против Б-29, и против US Navy .
Превоначально Шиден был частной инициативой Каваниси, чей поплавковый фронтовой истребитель N1K1 "Кефу" получился довольно удачной машиной, но, к сожалению, совершенно не нужной в сложившихся условиях перехода Японии от наступления к обороне. Первоначально флот отозвался очень негативно о прототипе Шидена, который был предоставлен для испытаний Каваниси в IJN. Даже один лётчик (не помню кто, но точно японец ) отозвался о нём не иначе, как "Дерьмо"! . Дзиро Хорикоши называет этот самолёт "Ужасной химерой". Но тем не менее, настойчивая работа специалистов "Каваниси" дала свои плоды, а обстановка на фронте стала крайне неблагоприятной - и Шиден был запущен в производство.
Следующей модификацией стал N1K2-J, имевший с N1K1-J только общее крыло и двигатель. Но этот самолёт заслужил право называться лучшим японским истребителем флота. В дальнейшем велись работы по созданию палубного истребителя на базе N1K2-J.
Следует добавить, что на Шидене и Шиден-КАИ были установлены автоматически выпускаемые на виражах закрылки для улучшения маневренности (кто хочет, может сам испытать - см. миссию в прикреплённом файле). Также можно добавить, что на Шиден-КАИ воевал элитный 343 кокутай, а лучший японский ас (по мнению Сабуро Сакаи), Кинсуке Муто, в одиночку против 12 "Хеллкетов" сбил 4 самолёта .
Крайний раз редактировалось Tony_1982; 07.06.2006 в 18:35.