Надежность двигателей, ресурс двигателей, количество возни с двигателями.

Какие режимы использовались на двигателях реально, например был ли форсаж у И-16 и МиГ-3, если был - использовался ли.

Пример из Голодникова АМ-35А на МиГ-1:

Из других самолетов первой половины войны я летал на ЛаГГ-3 и МиГ-1.

На «лагге» я начал летать в 1941 году, еще в училище. Тяжел, даже облегченный. В войсках его сразу невзлюбили. Слабоват был двигатель для такого планера. Воздушных боев я на нем не вел.

На МиГ-1 я стал летать в полку, у нас их три штуки было. Они много стояли, по причине ненадежности двигателя. Как бывшему инструктору, мне и пришлось на одном из них летать.

А.С. МиГ-1, это без предкрылков?

Н.Г. Да, с тремя пулеметами. Немного неустойчивый был. Но, были и у него достоинства. У него был великолепный планер, усилия на рули нужны были небольшие. Удобный был. Обзор из кабины очень хороший. На команды реагировал моментально. Нагнетатель стоял. «Выше 4 тысяч, самолет – бог» - это Покрышкин правильно о «миге» сказал.

Двигатель М-35 его подвел. Страшно ненадежный, очень «сырой». Правило: если в полете двигатель на больших оборотах погонял, то либо на следующем, либо через один движок станет.

Я сам как-то за высотным разведчиком погнался, уже вот-вот огонь можно будет открывать, тут движок и сдох. Садился уже «без двигателя». Инструкторские навыки помогли. Оказалось, оборвало шестерню распределительного механизма. После этой аварии на наших «мигах» полеты запретили. Я на «миге» 3 или 4 полета сделал, воздушных боев не вел.



http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part3.htm

Пример из Романова АМ-38Ф на Ил-2:

Риск заключался в том, что при разбеге самолет мог увязнуть колесами в песчаный грунт и скапотировать, перевернуться через нос, или, не набрав необходимой скорости и высоты, врезаться в лес. В обоих случаях была угроза катастрофы, самолет мог сгореть, взорваться. И чтобы избежать этих неприятностей, мы решили взлетать с форсажем, то есть на самой большой мощности, на которой разрешалось эксплуатировать мотор не более 8 минут за всю его "жизнь". Производить разбег, не поднимая хвоста и отрываться от земли с трех точек.

http://www.airforce.ru/history/ww2/r...rs/page_03.htm



Пример из Рябушко АМ-38/Ф на Ил-2:

Г.Р. На одноместных «илах» стоял двигатель АМ-38, уже потом на двухместных стали ставить АМ-38Ф. И тот, и тот очень надежные, хотя АМ-38Ф конечно мощнее. Это хорошо чувствовалось. Вывести эти двигатели из строя могло только прямое попадание зенитного снаряда. Все остальное они выдерживали.
Впрочем, и мы двигатели берегли. Старались не «газовать». Перед атакой вообще «обороты» установишь и всё, потом секторов газа и не касаешься, ни на пикировании, ни на выходе из него. Иногда, уже в самом конце вывода могли чуть-чуть «газку» добавить, но обычно обходились без этого. На отходе от цели оборотов добавляли, но до максимальных все равно не доводили. Если же, уходя от истребителей, становились в «круг», то иногда могли обороты и подсбросить, что б радиус виража стал поменьше.
Форсажа как такового не было. Были «максимальные» обороты. Но это только на взлете. Только скорость за «двести» переваливала - обороты сбрасывали. В бою «максимальные обороты» никогда не использовали.


http://www.airforce.ru/history/ww2/ryabushko/index.htm


Пример из Хронологии Родионова:

11 ноября 1943 В.К.Коккинаки писал А.И.Ш. докладную записку N 5484:
"Докладная записка
При посещении ВВС ЧМ, 4-й, 48-й ВА для ознакомления с эксплуатацией и пожеланиями по улучшению самолета Ил-2, получены следующим замечания:
...
е) увеличение бомбовой нагрузки.
В связи с последним пунктом необходимо отметить, что самолет Ил-2 может возить 600 кг бомб, возят только 300 кг, ссылаясь на существующие инструкции.
Мотор АМ-38Ф используется как АМ-38, т.к. по заявлению нач. эксплуатационного отдела 8 ВА, он же зам. ГИ армии Семенова, при существующей бомбовой нагрузке достаточно номинальной мощности для взлета.
Создается такое положение: бомб недогружают из-за недостаточной мощности, а мощность не используют, т.к. нет нужды при 300 кг бомб форсировать мотор.
Заметна некоторая перестраховка со стороны технического руководства в эксплуатации АМ-38Ф.


http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/ec...aviaprom/ver5/



Из Перова-Растренина про АМ-38Ф на Ил-2:

В течение августа-ноября 1942 г. завод № 24, проведя большую работу по доработке элементов конструкции мотора, сумел в целом устранить недостатки в работе мотора и успешно провести внутризаводские 150-часовые испытания на надежность работы его деталей. При этом взлетная мощность мотора составила - 1700 л.с. (на "чрезвычайном режиме" кратковременно могла быть увеличена до 1760 л.с.). Время непрерывной работы мотора на взлетном режиме устанавливалось не более 5 минут, а общая наработка за 100 часов эксплуатации - не более 3 часов 20 минут. Номинальная мощность мотора на расчетной высоте 750 м составила 1500 л.с.

http://www.23ag.ru/html/il2_page_20.html


В Самолётостроении форсажные режимы АМ-35А и АМ-38Ф даются с заметным увеличением наддува на форсаже.


РЛЭ Ил-2 АМ-38(одноместный) про форсаж вообще не упоминает:

http://www.airwar.ru/other/bibl/il2rle.html


режимы двигателя даются соответствующие номинальным из "Самолётостроения":

http://royalflush.front.ru/168.jpg

И вот - крутись как хочешь, офицальные источники говорят о 5-минутном форсаже с увеличением наддува, ветераны - о том что форсаж на АМ не применялся, и даже если применялся - форсирование было только по оборотам.

Единственное что можно более менее сказать - испытания И-200 проводились практически без применения форсажа, все их широко летные данные - на номинале видимо:

В ходе заводских испытаний И-200 показал требуемые скоростные данные. 24 мая 1940 г. на И-200 №01 А.Н. Екатов достиг скорости 648,5 км/ч на высоте 6900 м, причем на номинальном режиме работы мотора, а 5 августа М.Н. Якушин на И-200 №02 развил скорость 651 км/ч на высоте 7000 м, также на номинальной мощности. На максимальном режиме были сняты только две точки - на высоте 2220 м - 579 км/ч и на высоте 3630 м - 605 км/ч. На высоту 5000 м самолет поднялся за 5,1 мин, а еще через 2,05 мин он был уже на 7000 м.


http://www.23ag.ru/html/mig_1.html

(Если взять график скорости МиГ-3, например из "Самолётостроения" - эти две "точки на максимальном режиме" будут в заметном отрыве кривой в большую сторону).


То же самое по отношению к моторам И-16 - с 90% вероятностью и на М-25 и на М-62 и на М-63 форсаж был, причем с довольно малым ограничением по времени.


Если помнит - оптимально вплоть до давления наддува и оборотов режима, количества минут ограничения и часов ресурса на режиме.
Хотя конечно вряд ли это - скорее всего он не двигателист, а про двигатели точно помнит что они были...
Но на всякий случай.