Цитата Сообщение от zmusa
Правильно, но кроме поворота вокруг продольной оси присутствует еще и момент разворота по оси рыскания. Тот самый который Вы парируете дачей ноги в момент разгона на взлете. Для его компенсации на самолетах очень часто киль разворачивали на несколько градусов относительно продольной оси (например И-16, И-153, Корсар и т.д.) или делали профиль киля ассиметричным, как крыло (например Мустанг).
Природа стремления развернуться на взлете у самолета несколько иная.
Реактивный момент по разному загружает стойки шасси вернее одну загружает другую разгружает.
И момент этот достаточно велик.
Вот прикинул для случая Bf.109G-2
При 1435 л.с. и частоте вращения вала винта 2000об/мин он составит
5045 Н*м или примерно 500кгс*м.

Дополнительная загрузка одной стойки и разгрузка другой приводит
к увеличению сопротивления движению(трение качения колеса) одной стойки в сравнении с другой и как следствие появлению стремления развернуть самолет. С увеличением скорости из за возниктновения подьемной силы и уменьшения веса самолета, действующего на шасси разность загрузки будет возрастать.