Эрих Хартман любил Аэрокобры, но странною любовью, он любил их не сбивать, а заявлять...Господам присяжным заседателям представляется рассмотреть два эпизода из жизни моего подзащитного - Хартмана, Эриха Альфреда, человека во всем положительного, за исключением одного маленького недостатка, любил приврать.
Маленькое лирическое отступление от темы. Надо сказать, что Хартман, если локализировать географическую составляющую его карьеры в 1943-44 годах, встречался в воздухе восновном с Кобрами трех наших дивизий: это 216 ИАД (9 ГИАД), 205 ИАД (22 ГИАД) и 304 ИАД (23 ГИАД). Что из этого получилось см. ниже.
Итак, 26 сентября 1943 года. Бои в р-не Запорожья. Очень загадочный день с точки зрения столкновения с Кобрами. В составе 8 ВА всего пока одна дивизия на Кобрах это 9 ГИАД. Против 8 ВА из немецких истребителей действуют stab/JG52, III/JG52, IV/JG51. В двух вылетах утром Хартман заявляет две Аэрокобры, плюс еще по одной заявке у командира JG52 Дитриха Храбака и Фридриха Облезера. Ни один из полков 9 ГИАД, ни потерял ни одной Кобры в этот день. Пилоты IV/JG51 оказались более честными, на их счету более реальные победы, например, разгром группы Як-1 из 85 ГИАП, сопровождавший Илы по аэродрому Малая Белозерка, что подтверждается документами 6 ГИАД.
Второй эпизод относится к 8 января 1944 года. Бои в р-не Кировограда. В воздухе против 5 ВА, в составе которой действует 7 ИАК (205 ИАД и 304 ИАД) на Кобрах две группы JG52, первая и третья. Ожесточенные воздушные бои разгораются над линией фронта в р-не 15.00 по московскому времени и длятся примерно два часа. Группы Яков из 427 ИАП и 6 ИАП и Кобры 7 ИАК поднимаются на отражение налетов немецких бомбардировщиков. Первый воздушный бой завязывается между пилотами I/JG52, сопровождающими Хе-111 из KG55 и группой Як-1 из 6 ИАП. В этом бою гибнет ГСС комэск капитан Юдин. Затем, уже в р-не начала четвертого к бой вступают группа Кобр из 129 ГИАП, под командованием с/л Гулаева. Надо сразу отметить, что 205 ИАД в этот день потерь не несла, только одна Кобра из 508 ИАП совершила вынужденную посадку по причине потери ориентировки. Среди отличившихся были с/л Гулаев и п/п Бобров, сбившие по два самолета противника. Самое интересное началось когда в бой вступили пилоты 69 ГИАП/304 ИАД. Пара с/л Беляева атаковала пару Ме-109 в р-не ю-з Кировограда. Беляев заявил один Ме-109, НО ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ АТАКИ КОБРА БЕЛЯЕВА БЫЛА ОБСТРЕЛЯНА МЕ-109, ВЫНЫРНУВШИМ из-за ОБЛАКОВ. В самолете имеются повреждения и пробоины. Беляев благополучно посадил самолет на свой аэродром. Хартман заявил сбитыми ТРИ! АЭрокобры в промежутке пятнадцати минут с 14.15 до 14.30, как раз в районе ю-з Кировограда.
Ради справедливости надо сказать, что еще одна Кобра 69 ГИАП была подбита в в.б. с Ме-109. Самолет загорелся и пилот - м/л Епихин был ранен, но сумел совершить в.п. восточнее Кировограда. Он возможно стал еще одной жертвой Хартмана, но это маловероятно, так как более детальное изучение боя говорит более высокой вероятности того, что Епихин вступил в в.б. и был подбит пилотами I/JG52.
Более потерь Аэрокобры в в.б. не несли.
Таким образом, в двух эпизодах из заявленных Хартманом 5 Аэрокобр имеем одну поврежденную машину и одну возможно им подбитую.