Проблемы ухода от ракет В-В.
Тут нет такой понятной и однозначной теории, как об уходе от ракет В-З.
Сначала мои наблюдения.
В процессе прохождения компаний, у меня сложилось первоначальное впечатление о заниженной эффективности наших самолетных радаров и ракет. (Отчасти, так оно и есть) Сушки и МиГи не использовали потенциал дальности своих Р-27ЭР(ЭТ), почти все воздушные бои начинались в пределах 20 миль, только МиГ-31 иногда били издалека Р-33-ми и то безрезультатно, их захват легко срывался. МиГ-29, так вообще, кроме Р-73 по мне ничего не применяли.
Так я думал пока не догадался полетать на Су-35 против F-18E. Оказалось, разработчики заложили в сим, у F-18-го, очень низкую ЭПР. Это, да еще и мощная система РЭБ, не позволяют залочится на Хорните издалека. Стало понятно, почему Су-27 и МиГ-29 применяют ракеты только вблизи.
Еще одна фича разработчиков, это применение ракет по своим. Летишь, бывает, на задание, под завязку груженый бомбами и ракетами, а ситуация назревает, RWR показывает, что меня засекли уже несколько Су-27 и МиГ-31, а боевую задачу выполнять надо. Вызываю с авианосца дежурное звено F-14, чтобы немного разогнали русские перехватчики. Они сообщили, «не ссы пацан, сейчас прибудем», я в надежде. И вдруг RWR начинает орать, смотрю, а это в задницу мне, со стороны F-14, летит Феникс. Ну, думаю, «спасибо братки!», прижимаюсь максимально к земле, включаю джамер, декой и молюсь. Честно говоря, обычно проносит. Еще бывает, берут на прицел «заблудшие» ракеты; по своей цели промахнулись, и ГСН ловит первого попавшегося. Обычно энергетика, у таких «летучих голландцев» слабая, и они особой опасности не представляют, но нервы потреплют. Этим отличаются все ракеты с активной головой, что Фениксы, что АМРААМы, что Р-37, что Р-77.
Итак, уход от радарных ракет. Теория еще до конца не выработана, но общие принципы такие. При сигнале о пуске, включить джамер и декой, поймать ракету в падлок клавишей PADLOCK THREAT, и оценить ситуацию. Тут можно попробовать такой вариант, совершаем энергичный вираж с выбросом серии CHAFF, лучше со снижением, т.к. самолет тяжелый, а энергию терять не хочется, если повезет, сорвем сопровождение, если нет, то выведем ракету на линию 3-9 часов, а дальше как с наземными комплексами, кидать ловушки и смотреть на ее поведение. Если не поможет, можно включать форсаж, оборвать декой, и маневрировать энергичнее, если недалеко от земли, можно попробовать «слалом на сверхмалых» в надежде на удачу. В общем, гарантированной панацеи нет. Главное при этом не потерять ориентацию. В этом смысле, ночной бой, это самая крутая тренировка.
С Р-73 все гораздо сложнее. Пускают ее, обычно, уже на прямой видимости, а на таком «бомбовозе» как F-18E особо не повертишься. В принципе, нужно сбрасывать все подвески, кроме двух Сайдвиндеров на концах крыла и вступать в БВБ. Но задание, после этого выполнять уже нечем, а на вингманов надежды мало. Поэтому, я стараюсь избавиться только от баков и выжимать из Хорнита все соки. На вражеском сайте советуют программировать автомат выброса ловушек CMDS (тип ловушек, количество за «порцию», временной интервал между «порциями») и включать его, когда запахнет жареным. Я попробовал, но мне не понравилось, ловушки слишком быстро кончаются, да и эффективность их без маневра уклонения, сомнительна. Все равно, ракету нужно увидеть, чтобы грамотно от нее увернуться. А лучный способ, не доводить до такой ситуации, и вовремя отстреливать, все угрозы.
Удачных полетов,
ЧИЖ