Ведомости
“Аэрофлот” устал уговаривать чиновников одобрить закупку дальнемагистральных самолетов Boeing-787. Теперь компания готова приобрести по 22 Boeing-787 и Airbus-350. Чиновники не верят в искренность намерений “Аэрофлота”. Они считают, что компания по-прежнему будет отдавать предпочтение американскому заказу.
Больше года “Аэрофлот” решал, как расширит парк дальнемагистральных лайнеров. Он объявил конкурс на поставку минимум 22 новых самолетов такого типа — между новинками Boeing (787 Dreamliner) и Airbus (A-350). Предпочтения разошлись. Менеджмент “Аэрофлота” склонялся в пользу Boeing (он появится на четыре года раньше), большинство чиновников — в пользу Airbus. Несколько раз совет директоров “Аэрофлота” рассматривал этот вопрос, последний раз — 15 сентября. Но все безрезультатно: контракты так и не подписаны. Но, как заявил вчера гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов, дальше компания выбирать не будет, для нее “конкурс закончился”.
Менеджмент “Аэрофлота” готов удвоить заказ, объявил Окулов. Компания готова купить по 22 лайнера и у Boeing, и у Airbus. Все лайнеры “Аэрофлот” хочет получить за шесть лет — B-787 в 2010-2012 гг., А-350 — в 2012-2016 гг.
По каталогу Dreamliner стоит $143-188 млн, новый А-350 XWB — $189-242 млн. Стоимость 44 самолетов — минимум $6 млрд. Правда, Boeing с Airbus уже заявляли, что гарантируют “Аэрофлоту” “значительные скидки”. Но даже с ними сделка слишком велика для “Аэрофлота”, констатирует аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Подобный контракт пока позволил себе лишь австралийский гигант Quantas Airways (на 45 B?787) c годовыми оборотами в $14 млрд. Выход для “Аэрофлота” — взять большую часть самолетов в операционный лизинг (аренду), а сами поставки растянуть на срок до 10 лет, считает Сахнова. Но и в этом случае “Аэрофлот” вряд ли найдет применение всем 44 лайнерам, ведь основные для них маршруты — Азия и Америка. А там слишком велика конкуренция, резюмирует аналитик.
Замгендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков уверен, что “Аэрофлот” загрузит все самолеты. А директор по стратегическому развитию “Аэрофлота” Кирилл Будаев добавляет, что компания действительно возьмет часть самолетов в аренду. Все параметры контрактов будут ясны, как только совет директоров их одобрит, заключает он.
Но в совете единогласия до сих пор нет. НРК поддержала “Аэрофлот” в стремлении купить Boeing. “Аэрофлот” еще зимой оплатил места в графике поставок B-787: его продажи начнутся в 2008 г., но очередь за ним выстроилась серьезная — на 420 лайнеров (Airbus, обновив программу А-350 в июле, получил пока лишь предконтрактное соглашение на 20 новинок). Срок оплаты истекал 15 сентября, и НРК на днях взялась сама доплатить за авиакомпанию, продлив оферту Boeing на несколько месяцев.
Однако чиновники так и не определились. Чиновник Минтранса считает, что заявление Окулова — “игра”, чтобы сначала получить долгожданные Boeing, а подписание контракта с Airbus растянуть на несколько лет. То же самое вполне успешно “Аэрофлот” делал с контрактом по шести Ил-96: документ подписан еще в 1999 г., но до сих пор не исполнен, напоминает он (подробнее см. врезку). Чиновник Минэкономразвития полагает, что позиция государства станет ясна после переговоров с EADS, материнской компанией Airbus. Летом Внешторгбанк купил свыше 5% акций EADS. Россия теперь хочет поучаствовать в управлении корпорацией. По ее уставу даже в совет директоров можно попасть только при поддержке основных акционеров — германской DaimlerChrysler или правительства Франции. Переписывать устав EADS не намерена, заявили накануне сопредседатели корпорации. Президент Владимир Путин, как ожидается, обсудит этот вопрос с французским коллегой Жаком Шираком 22 сентября.
Источник в Кремле уверяет, что тендер “Аэрофлота” — “только коммерческая сделка”. Хотя не исключает, что, если переговоры с EADS провалятся, Россия будет договариваться “с другими структурами”. Конкурс затянулся, признает он, но это даже лучше. Конкурируя, Boeing и Airbus продолжают улучшать свое предложение: “Из ситуации надо выжимать по максимуму”. Окончательное решение будет вынесено до конца года, обещает источник. В Airbus и Boeing ситуацию не комментируют.
“АЭРОФЛОТ” НЕ МОЖЕТ КУПИТЬ ИЛ-96
“Аэрофлот” обязался заказать Ил-96, получив в 1998 г. таможенные льготы на ввоз Boeing и Airbus. С 1999 г. $350-миллионный контракт с поставщиком — “Ильюшин финанс” (ИФК) — несколько раз переписывался, но в 2005 г. был одобрен акционерами обеих компаний. Вступить в силу он должен был после оплаты аванса в $900 000. “Аэрофлот” его заплатил, но ИФК вернула деньги, заявил вчера замгендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. Представитель ИФК уверяет, что аванс не поступал. Обе компании уже подали друг на друга иски в московский арбитраж по этой сделке.




Ответить с цитированием