quote:

Originally posted by Polar:
главное для истребителя – вертикальная маневренность, скорость и разгонные характеристики.
Согласен, но преимущество МиГов по этим характеристикам не было подавляющим, к тому же Сэйбры лучше разгонялись на пикировании за счет своей большей массы. Кроме того, указанные характеристики имеют смысл когда они не сильно контрастируют с показателями маневренности. Не зря же существуют термины "истребитель" и "перехватчик". В боях в Корее более важную роль играла бОльшая высотность МиГов, которая позволяла им выбирать время и место боя, поскольку численное превосходство, как правило, было на стороне американцев. Я думаю, можно говорить о приблизительном паритете основных летных характеристик МиГ-15 и F-86. Конечно, каждый из них имел свои сильные и слабые стороны, которые каждый из противников стремился использовать в свою пользу.
Ну а дальше уже начинаются "приятные мелочи" (если их можно так назвать), которые, тем не менее, в бою могут стоить летчику жизни. На МиГ-15 (не "бис") не было бустерного управления, поэтому при определенных условиях он мог проигрывать Сэйбру в скорости крена. На F-86E и F использовался цельноповоротный стабилизатор, что давало лучшую управляемость на околозвуковых скоростях. За счет меньшей относительной толщины профиля крыла у Сэйбра позднее наступал волновой кризис, что давало лучшую устойчивость на околозвуковых скоростях (забудем на минуточку о "валежке" на ранних партиях МиГ-15, что было откровенно вызвано производственными дефектами) и позволяло достигать большей максимальной скорости в пикировании. У Сэйбра были более эффективные воздушные тормоза, что весьма важно в ближнем маневренном бою, в частности в "ножницах", где быстрота потери скорости играет решающую роль. Приборное оборудование на F-86 было значительно лучше отечественного (по словам Е.Г.Пепеляева авиагоризонт Сэйбра был скопирован и устанавливался впоследствии на МиГ-15 и 17, это о чем-то говорит). Прицел Сэйбра с радиолокационным дальномером (был скопирован и устанавливался на МиГ-17) был несравнимо лучше копии устаревшего английского прицела, что ставился на МиГи. Кстати, по просьбам наших летчиков в этот прицел был введен режим "неподв." с неподвижной сеткой, поскольку пользоваться подвижной при интенсивном маневрировании было затруднительно, и многие пилоты использовали именно неподвижную сетку в бою с истребителями. К тому же управление прицелом в Сэйбре было выведено на РУД, нашим же летчикам приходилось левой рукой крутить ручку установки дальности, находящуюся у них перед носом (попробуйте сделать это при перегрузке хотя бы 4G!). РУС F-86 практически без изменений используется на штурмовике A-10 и сегодня. По-моему, уже это говорит о ее удобстве и рациональности конструкции. Ну и чтобы не перегружать дальнейшими подробностями просто пойду по порядку. На Сэйбре была незамерзающая на высоте гидрожидкость (скопирована нами), просторная кабина с отличным обзором и прозрачным, в отличие от нашего, остеклением (Пепеляев особо отмечал, что к Сэйбрам всегда было трудно подобраться незамеченным, так что это совсем не мелочь, когда основным средством обнаружения был Mk.1 eyeball; "побеждает тот, кто первым увидит"), катапультное кресло с управлением под любую руку и автоматическим отделением кресла от пилота, 3-канальная (на МиГах 1-канальная) радиостанция, ППК, и т.д. и т.п. К тому же Евгений Георгиевич сам летал на МиГе, видел Сэйбров и в бою и на аэродроме щупал. Поэтому я считаю, что к его мнению стОит очень внимательно прислушаться. Тем более, что по моему мнению, этот человек - летчик с самой большой буквы.