Можно было просто дать заводам бабло. Но бабло, которое не будет потрачено на комплектующие, энергию и пр - короче на производство, просто осядет в чьих-то липких руках, в итоге получим то, чего так бояться Кудрин с Грефом - инфляцию.
А так заводы получают деньги, да деньги российские же по сути, но не просто так, а за самолеты.
Так и надо поддерживать авиапром. В этом смысле того же эффекта можно было бы добиться давая АК новые самолеты в лизинг по какой-нибудь смехотворной цене. Целью является не бабло заработать (которое итак девать некуда благодаря высокой цене на нефть), а производство свое поддержать.
Другое дело, что производя по 10 самолетов в год, все равно производство даже не сохранить, а о развитии не может быть и речи. Т.е. вы правы насчет того, что Кубе не поднять российский авиапром.
Вот были бы заказы на несколько сотен самолетов, чтобы заводы могли запустить серийную сборку, а не штучную как сейчас - и цены упали бы, и качество выросло бы.